Семейный конфликт в грозе

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "семейный конфликт в грозе" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»

Главная / Сочинения по русской литературе / Островский А.Н. / Семейный и социальный конфликт в пьесе Островского «Гроза»

В пьесе Островского «Гроза» социальный и семейный конфликт состоят из противостояния между личностями, которые видят жизнь по-разному. На примере таких персонажей как Кабанова и Тихон показан конфликт «отцов» и «детей». А между Кабанихой и Катериной показана жестокая борьба старого и нового порядка.

Семейный конфликт мы видим не только между сыном и его матерью, но и между супружеской парой, Катериной и Тихоном. Тихон слушает свою мать во всем и подчиняется ей беспрекословно, даже понимая, что она не права. Катерина старается жить «правильно» и в силу своих убеждений не хочет существовать при старых порядках. Катя считала, что после замужества ее жизнь не будет сильно отличаться от прежней. Но она ошиблась. Будучи человеком честным и порядочным она не может понять, как сестра Тихона Варвара может врать матери, скрывать свои мысли и чувства. Порядки в семье мужа ей чужды, но из-за патриархальных устоев у нее не было выбора. Катерина пытается противостоять Кабанихе, и та поняла, что невестка может настроить ее сына против матери.

Показывая в пьесе социальный и семейный конфликт, автор дает понять, как общество при патриархальном укладе съедает себя изнутри.

Социальный конфликт – это столкновение разных мировоззрений, борьба старого и нового. Персонажами Дикого и Кабанихи показано тиранию и невежество, которые были присущи патриархальному укладу жизни. Они не признавали прогресс, уходили от всего нового. Хотели стоять выше всех, чтобы не разрушить «темное царство». Мировоззрение главной героини пьесы Катерины – это замена старому укладу. Образ Катерины – это обобщение персонажей с другим характером, мыслями и чувствами, которые уже зарождаются в старом обществе.

Молодые персонажи пьесы «Гроза» воспринимают мир уже по-другому. Все они по-своему выражают протест против произвола Дикого и Кабанихи. Варвара лжет матери, а потом убегает из дома, Кудряш ругается с Диким, не давая себя обижать, и Дикой его даже побаивается. Во всем поведении молодого поколения показаны как бы не очень благовидные поступки, но они вынуждены так поступать. Если бы Дикой и Кабаниха, вместо тирании и жестокости, проявляли к своим детям и окружающим доброту и благосклонность, им бы никто не лгал и не сбегал с дома.

Тяжелей всего было Катерине, ее судьба трагична. Будучи от природы доброй и порядочной девушкой, она не знала, что надо делать, но чувствовала, что в таких условиях порабощения жить нельзя. Но, так как она была частью патриархального города, то и жила по его законам. Но такая жизнь ей была невыносима. Она просила и своего мужа Тихона увести ее, и очень хотела уехать со своим любимым Борисом. Но ни тот ни другой не услышали просьбу Катерины. Осуждая саму себя за измену мужу, и получив отказ Бориса взять ее с собой, она не нашла другого выхода как броситься в реку. Катерина ценой своей жизни выбрала свободу вместо уготованного существования в «темном царстве» города Калинова в доме жестокой и беспощадной Кабанихи.

Сочинение Семейный и социальный конфликт в драме Гроза Островского

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.

Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка – это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность – такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.

Семейный конфликт ярко показан также не только между матерью и сыном (Кабановой и Тихоном) , но и на примере взаимоотношений между мужем и женой (Тихоном и Катериной), внутренний конфликт, что Тихона, что Катерины показывает нам то, что их мировоззрение находится на границе между старым и новым порядком. Тихон привык слушаться матушку, но внутри понимает, что она не права, однако противостоять ей он не в силах, Катерина же хочет жить «правильно», однако чувства к Борису разрывают её душу на части и в итоге приводит к печальному концу.

Еще статьи:  Анал с супругой

В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.

Картинка к сочинению Семейный и социальный конфликт в драме Гроза

Можно сказать, что эта тема считалась основной у многих писателей русской литературы. И.А. Бунин, был не исключением, а также посвятил много своих произведений теме любви.

Одним из главных героев повести Николая Лескова “Левша” является Платов. Это человек бывалый и очень смелый. Донской казак служит у Александра I и сопровождает его в поездке по Европе.

Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

Одним из ключевых персонажей произведения является Артур Грей, единственный сын знатных родителей.

С самого детства, мы встречались с образом этого животного, во многих сказках и повестях. В каждой из них, лисица символизирует собой воплощение хитрости и коварства. Стоит вспомнить известную всем сказку

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Как соотносятся семейные и социальные конфликты в драме “Гроза” Срочно 76 баллов!

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

В этой пьесе соц. и семейный конфликты являются основными, ибо их можно объединить в один – противостояние старых и новых порядков.

За “старый” порядок отвечают представители тёмного царства – Дикой и Кабанова (Кабаниха). У них консервативный взгляд на жизнь: в семье все должны повиноваться старшим, должны боятся и почитать их; в остальном мире важны только деньги и угнитительная власть над бедными.

Катерина же, пытается отстаивать право на жизнь более либеральных взглядов относительно семейных отношений, должное взаимопонимание и забота о близких.

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Еще статьи:  Что подарить женатому любовнику на день рождения

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества. Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть. Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В “Грозе” Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение “отцов” и “детей”, их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т. к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т. к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Еще статьи:  Возвращаются ли бывшие мужья после развода

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который

неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. “Темное царство” дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается “светлый луч”. Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза”1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н.

Конфликт личности и общества в драме А. Н. Островского “Гроза”Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности – с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части.

Конфликт вольнолюбивой личности с “темным царством” в драме “Гроза”Драма “Гроза” была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к.

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (По драме А. Н. Островского “Гроза”)Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну.

Темное царство в драме “Гроза”“Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в.

Сочинение на тему: ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СРЕДА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”Часто от столичных жителей можно услышать слово “провинция”. Произносят его нередко со снисхо­дительной усмешкой, даже с пренебрежением. Дейст­вительно ли так велика разница между людьми из.

Основной конфликт в пьесе “Гроза”Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей.

“Темное царство” в драме А. Н. Островского “Гроза”: Дикой и КабанихаСоздается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость.

“Трагедия совести” в драме “Гроза”В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери.

Сочинение на тему: ОБРАЗ КАТЕРИНЫ – РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”Наверное, ни одному русскому писателю не уда­лось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни.

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность.

Еще статьи:  Соскучился по тебе любимая

Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство. Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется. Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины.

Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Сочинения » Сочинение » Семейный и социальный конфликт в драме «гроза»

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами. К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства. Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности. Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки. Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве. Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества. Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть. Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа. Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями. А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.

Результаты исследований учащихся в проекте Семейный и социальный конфликт в драме А.Н.Островского “Гроза”

Семейные отношения в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Как можно разрешить основной конфликт драмы?

Мы считаем, что в драме “Гроза” А.Н.Островский подробно представил семейный быт русской семьи 19 века. Мы выяснили, что проблемы, представленные в драме, актуальны и в наше време, поэтому интерес к пьесе не пропадает до сих пор.

1. Рассмотреть систему образов драмы применимо к современному миру.

2. Выявить основные проблемы драмы.

3. Разрешить выявленные проблемы и конфликты.

4. Построить ментальную карту.

Нами была выявлена следующая система образов пьесы “Гроза”. Она отображена на ментальной карте. Каждый из героев типизирован, поэтому мы с легкостью можем встретить и в наши дни очередное значительное лицо в городе, и богатую вдову, содержащую в страхе все семейство, а также человека, осмелившегося противостоять определенной стяжательной системе.

Были выявлены следующие проблемы, отраженные на ментальной карте. В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может.

Еще статьи:  Расстанемся пока хорошие

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В результате исследования сформулированы следующие выводы: очень важно сохранять теплые и дружеские взаимоотношения в семье, необходимо давать свободу человеку, ни в коем случае не ограничивать ее, иначе это может привести к пагубным поступкам. Пьеса “Гроза” является прекрасным примером и дает нам жизненный урок, предостерегает нас от определенных жизненных ошибок.

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените это сообщение
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here