Некоторые социологи изучающие проблемы современной семьи

Ирина предлагает статью на тему: "некоторые социологи изучающие проблемы современной семьи" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Содержание

Вопрос по социологии.
Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

вопрос опубликован 17.01.2017 03:52:25

Я Согласен с теми, кто считает что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. Т.к. в настоящее время такое разделение просто не сможет долго просуществовать. Если кого либо из супругов уволят в работы, второй должен быть ” на подхвате ” и взять ситуацию в свои руки, к примеру помочь супругу с обязанностями по воспитанию и обеспечению семьи. Если же детям создавать такие условия, как приведено в первом примере про распределение обязанностей, то вскоре ребёнок начнёт либо ненавидеть дом. работу связанную, к примеру, с уборкой, либо поменяет своё мнение на мнение старших, которое не всегда правильное.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Обществознание либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Вопрос: Вопрос по социологии. Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

Вопрос по социологии. Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

Я Согласен с теми, кто считает что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. Т.к. в настоящее время такое разделение просто не сможет долго просуществовать. Если кого либо из супругов уволят в работы, второй должен быть ” на подхвате ” и взять ситуацию в свои руки, к примеру помочь супругу с обязанностями по воспитанию и обеспечению семьи. Если же детям создавать такие условия, как приведено в первом примере про распределение обязанностей, то вскоре ребёнок начнёт либо ненавидеть дом. работу связанную, к примеру, с уборкой, либо поменяет своё мнение на мнение старших, которое не всегда правильное.

проблемы современ­
ной семьи, пришли к выводу, что
полноценно осуществлять
функцию социализации детей может
лишь та семья, в ко­
торой мужские и женские роли
строго распределены. Дру­
гие утверждают, что любую работу,
связанную с воспитани­
ем детей и ведением домашнего
хозяйства, должен быть
готов выполнить любой из супругов.
А как считаете вы?

Я за первый вариант ,так как отец должен давать правильные наставления,мама правильные решения,папа грубая помощ если кто то обидел, мама следит как ты учишься итд.
к примеру мать не может научить сына строить скворешники ,научить защищать себя ,а отец не может научить дочь готовить,как краситься и ухаживать за собой,не научит разным женским хитростям,я за тот выбор где родители распредиляют свои роли одинаково.

игается наверх, хотя ничего не поднимается быстрее пыли, соломы и перьев.

курсыитальянского языка и увлечённо учится. Данный пример иллюстрирует деятельностьпо реализации потребностей А. биологических Б. естественных В. престижных Г. духовных

1)Взаимодействие двух людей
2)Отношения между странами
3)Взаимоотношения между гражданами РФ и районным судом
4)Украшение НГ елки

Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

1)Центром этого понятия является человек
2)Существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам
3)основывается на определённом способе производства
4)Включает способы взаимодействия людей

Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется

1)Обществознанием; 2)философией; 3)политологией; 4)историей

Наука, исследующая понятия добра и зла,блага, гуманности, справедливости называется

Еще статьи:  Козерог и ревность

Наука о наиболее общих вопросах бытия природы,общества,человека,о сущности мира называется
1)историей 2)социологией 3)философией 4)этикой

Множество связанных между собой элементов представляющие собой определённое целостное образование, называется ______________

результате которой создается новое

в)социальные потребности человека

г)результат любой творческой деятельности

2.Наукой, изучающей поведение человека в обществе, является:

3.Особенностью социального познания является:

а)совладание объекта и субъекта

б)получение объективного знания

в)соответствие результатов познания поставленным целям

г)выдвижение гипотез и формулировка выводов

4.Верны ли следующие суждения о науках?

А.Науки принято подразделять на технические, естественные, гуманитарные и общественные.

Б.К числу естественных наук относится история и социология.

а)верно только А

в)верно только Б

г)оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения об истине?

А.Объективность является неотъемлемым свойством и относительной и абсолютной истины.

Б.Объективность выражается в независимости знания от пристрастий и интересов людей.

а)верно только А

в)верно только Б

г)оба суждения неверны

6.Соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки:

Виды познавательной деятельности:

3)наличие понятийного ряда

4)обращение к эмоциям

социологии существует две основные ветви натурализма,одна из который-онтологический натурализм.НАЗОВИТЕ ВТОРУЮ ВЕТВЬ?

приводит в обоснование своей позиции.

С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Нарушение нормального функционирования социального института ведет к появлению различных социальных проблем – семья здесь не исключение. Во всех развитых странах социологи отмечают обострение таких семейных проблем, как снижение уровня рождаемости в семье, рост числа разводов, нестабильность семьи и брака, вызванные увеличением внутри семейных конфликтов, и др. Причины, условия и факторы, вызывающие весь этот комплекс семейных проблем, весьма разнообразны. К ним можно отнести особенности современной городской жизни, массовую миграцию сельского населения в города, эмансипацию женщины, стремительный научно-технический прогресс, разрушающий традиционный уклад общественной и семейной жизни, секуляризацию массового сознания, глобализацию современного общества и др. Не последнюю роль в дестабилизации семейных отношений играют и факторы регионального и локального характера.

В современном российском обществе существенное влияние на стабильность семьи и ее благополучие оказывают экономические и социально- политические факторы. Как показывают статистические данные (табл. 5.1), количество заключенных браков в нашей стране на 1000 человек за последние десятилетия значительно снизилось, что свидетельствует о негативной динамике в семейно-брачной сфере.

Динамика заключения браков в России [1]

Число браков в год

На 1000 человек населения

Причины семейных конфликтов и распада семей могут быть разными: психологическая несовместимость супругов, измена, ведущая к разводу, смерть супруга, долгая разлука или сверхзанятость одного или обоих супругов и др. Как правило, распад семьи заканчивается разводом, т.е. расторжением брака. Это случается не всегда, поскольку семья может прекратить свое существование и вследствие других причин (смерти, пропажи, тяжелой болезни, длительного заключения под стражу и др.). Однако сознательное расторжение брака является основной причиной распада большинства современных семей. Именно поэтому в социологии и демографии используется такой показатель, как разводимость – это частота расторжения браков, измеряемая числом разводов в год на 1000 жителей или на 1000 существующих супружеских пар (табл. 5.2). Рост этого показателя наблюдается во всех современных странах, что свидетельствует о явной тенденции дестабилизации института семьи.

Динамика разводимости в России [1]

Число разводов в год

На 1000 человек населения

На индивидуально-психологическом уровне распад семьи воспринимается как следствие непонимания и несовместимости супругов, связанный с неразрешимыми противоречиями и конфликтами. Конфликты могут происходить на разных уровнях:

• на психофизиологическом, связанном с нарушением сферы сексуального взаимодействия супругов;

• психоэмоциональном, проявляющимся в нарастании раздражения и возникновении ссор;

• социально-ролевом, при котором осуществляется неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки;

• духовно-идеологическом, проявляющемся в отсутствии уважения, интереса и удовлетворенности общением с партнером, а также в неприятии его жизненных ориентиров.

Особое место среди причин разрушения семьи занимают так называемые факторы риска к которым относят большой разрыв в возрасте или разницу в образовании между супругами; ранний возраст вступления в брак; дурные привычки и склонности одного или обоих супругов, особенно зависимость от алкоголя и наркотических веществ; легкомысленное и несерьезное отношение к институтам брака и семьи; малые сроки знакомства будущих супругов; резкое несогласие родителей на заключение брака; вступление в брак по внешнему принуждению или без взаимного согласия сторон.

Кроме объективных причин, влияющих на стабильность брака, выделяют и субъективные причины, называемые мотивами развода. К ним относят отсутствие общих жизненных целей, несовместимость характеров супругов, утрату любви или любовь к другому человеку, супружескую неверность, грубость и насилие, отсутствие необходимых материальных или жилищных условий, вмешательство в семейные дела супругов родителей или родственников.

Обратите внимание!

Негативные последствия разводов, выделяемые специалистами, – это снижение трудовой активности населения, повышение уровня нервных стрессов и душевных расстройств, ослабление нравственного родительского влияния на детей и т.д. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как однозначно негативное явление, так как возможность расторжения брака нередко выступает одним из средств восстановления социальной справедливости в семейно-бытовых отношениях, а также способом сохранения нравственных устоев семейной супружеской жизни. При этом следует подчеркнуть, что является неверным как злоупотребление свободой развода, так и огульное отрицание развода без учета конкретной семейной ситуации.

Еще статьи:  Пранк поцелуи девушек

В развитии современной российской семьи наблюдаются негативные тенденции, связанные с ростом числа разводов, доли малодетных, бездетных и неполных семей. Неуклонно снижается воспитательный потенциал семьи, что связано с занятостью родителей, понижением их авторитета в глазах младшего поколения при одновременном повышении роли окру

жающей информационной среды. Одной из больших проблем современности, требующей комплексного решения, является проблема насилия в семье.

Несмотря на многообразие проблем и трудностей, с которыми сталкивается современная российская семья, она признается безусловной общественной и личностно-индивидуальной ценностью всеми возрастными категориями россиян.

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого конфликта.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их.

4. В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.

5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».

Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод?

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций вам представляется более убедительной и почему?

7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

Прочитайте отрывок из работы американского социолога
Т.Парсонса (1902-1979).

Социализация ребенка

Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка – это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.

Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся – это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации. как нечто, называемое иногда базисной структурой личности.

То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определяющим положение ребенка, является обучение моделям поведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них – через это он проходит на разных стадиях своего развития. Но по мере приобретения все новых и новых стандартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, которые еще не усвоены.

Парсонс Т. О социальных системах. – М., 2002. – С. 310-311.

6.3. Особенности и основные проблемы современной семьи

6.3. Особенности и основные проблемы современной семьи

Современная семья характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники, например родители супругов, входившие ранее в состав расширенной семьи, в нуклеарную семью не входят. Такая семья — превалирующая форма современной семейной жизни. 87 % населения развитых стран живет сегодня в нуклеарных семьях.

Расширенная семья (семья с родственниками, состоящая из нескольких поколений) может существовать в следующих формах:

патрилокальная (молодые живут в семье мужа);

матрилокальная (молодые живут в семье жены);

неолокальная (молодые живут отдельно).

Во-вторых, современная семья является эгалитарной. Основу такой семьи составляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз женщины и мужчины. В такой семье не ущемляются права и достоинство мужчины и женщины, обеспечивающие каждому из них равные возможности профессионального, интеллектуального и духовного роста.

Еще статьи:  С днем рождения супругу

В-третьих, семья сегодня является экзогамной (т. е. подчиняется запрету на браки близких родственников). Кроме того, люди современного общества продолжают более или менее придерживаться и норм эндогамии, которые ограничивают возможности их выбора. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

В-четвертых, современная семья является «симметричной» (работают муж и жена), характеризуется высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в условиях быстрых изменений в обществе. Жесткое разделение ролей по гендерному признаку уходит в прошлое. Оба супруга теперь выполняют и лидерские функции, и функции ведомых в зависимости от ситуации и компетенции в том или ином вопросе. Симметричное строение более характерно для семей образованных людей в обществе с высоким уровнем социально-экономического развития. «Несимметричность» отношений (например, карьера мужа имеет более важное значение, чем карьера жены) характерна для семей, состоящих из менее образованных супругов и в менее развитых обществах.

Семейно-брачные отношения очень чутки к изменениям в экономике, политике и в социальной сфере общества. Отсюда те тренды, которым подвержена современная семья, и проблемы, ими вызываемые. Какие это проблемы?

Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи. Чем это вызвано? Одним из факторов является то, что необходимо больше времени для завершения образования (в связи с увеличением объема необходимых знаний). Другим фактором выступает желание сначала сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить создаваемую семью.

Увеличение количества разводов. О том, что эта проблема семьи является достаточно острой, говорят следующие факты. За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий брак. Эта проблема характерна не только для нашей страны, но и для всех развитых стран. Социологические исследования показывают, что в основе этой проблемы лежат экономические причины. Дело в том, что достигнутый уровень развития производительных сил, образования позволяет женщине самостоятельно (в одиночку) содержать семью, т. е. кормить и воспитывать детей.

Современная научно-технологическая революция превратила брак из экономического института в морально-правовой. В то же время в такой среднеразвитой стране, как Россия, несимметричность семейных отношений еще имеет место за счет того, что мужские семейные обязанности (добывать пищу, строить жилье, заготавливать дрова и т. д.) ушли в небытие, а женские (приготовление еды, содержание дома, мужа и детей) остались. Ситуация, когда муж не принимает участия в домашних делах, зачастую приводит к разводу. Из десяти случаев разводов в семи из них инициатором выступает женщина.

Каковы последствия увеличивающегося числа разводов? Более всего от них страдают дети. Ежегодно в нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье. При этом они получают и неполное воспитание, т. е. недополучают родительского внимания, любви, тепла. Это, в свою очередь, ведет к детским правонарушениям. Так, 90 % рецидивистов начали свою преступную деятельность с детских лет, а многие из них выросли в неполных семьях.

3. Уменьшение количества детей в семье. В настоящее время у нас в стране около 90 % семей имеют 1–2 детей, причем 58 % семей имеют одного ребенка. А демографическая статистика утверждает, что для хотя бы небольшого прироста населения необходимо, чтобы в семье было 2–3 ребенка.

Существуют объективные и субъективные факторы, которые связаны с этой проблемой семьи.

Социальное обеспечение. Ранее большое количество детей требовалось для того, чтобы они смогли впоследствии содержать своих родителей. Ныне пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, различные социальные льготы, прижизненные накопления дают возможность пожилым людям не прибегать к помощи детей.

Медицинское обеспечение. Ранее слабое развитие медобслужива-ния в России приводило к тому, что почти половина родившихся детей умирала, не достигнув возраста активных работников. Поэтому рождаемость держалась на высоком уровне. В настоящее время положение изменилось. Современная медицина в состоянии поставить на ноги почти любого ребенка.

Отягощенная наследственность. Угроза здоровью ребенка исходит, как показывает медицинская статистика, в основном из двух источников: от так называемого слабоумия (например, олигофрении) и алкоголизма родителей. Согласно официальным данным, доля новорожденных, у которых фиксируются признаки поражения олигофренией, достигает 12 %, в тяжелой форме болезнь поражает 33,5 % детей. При этом, как показало выборочное обследование в одном из регионов России, пьянство родителей является причиной более 80 % всех случаев этого недуга.

Изменение мотивации брака. Исследования мотивов вступления в брак показали, что любовь, как правило, является главным фактором выбора будущего супруга. Однако значительная часть браков, в которых главным мотивом является любовь, оценивается опрошенными как неудачные. Следовательно, приходится констатировать отсутствие жесткой взаимосвязи между основным мотивом брака и прочностью брачного союза. В качестве причин этого можно назвать следующие:

сложность самого феномена любви, включающего такие характеристики, как постоянство, глубина, прочность, которые непосредственно зависят, во-первых, от господствующих в обществе нравственных и эстетических ценностей и, во-вторых, от интерпретации указанных ценностей на индивидуальном уровне;

ожидание романтической любви, которое в браке разбивается о реальность жизни. Повышая ожидания, связанные с браком, а вместе с ними и требования к избраннику, любовь тем самым увеличивает опасность разочарования и в том и другом, а следовательно, нередко создает психологические конфликты, способные вызвать и негативное отношение к данному конкретному браку по любви;

Еще статьи:  Нежный поцелуй в губы

сплочение семьи на базе антисоциальных по своей сути интересов (например, индивидуалистических, эгоистических и т. п.). Налицо противоречивость некоторых социальных требований и семейных норм (продолжительность рабочего дня, размер зарплаты и др.). Это связано с необходимостью ускоренного развития современного общества и приводит в конечном счете к росту изоляции семьи как социального института и ослаблению семейных связей;

большое различие между вступающими в брак по уровню интеллекта, образования, общей культуры.

Кроме того, каждое конкретное общество, страна имеет свои особенные, национальные семейные проблемы. Имеет их и Россия. По результатам опроса НИИ семьи Министерства социальной защиты РФ, основными проблемами российских семей являются:

сложное материальное положение, особенно молодых семей и семей пенсионеров;

проблемы внутрисемейных отношений, обостряющиеся на почве пьянства одного из супругов, безработицы, адюльтера.

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семьи, конечно, есть родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически в течение всей ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень существенный.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными из-за безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена работать; могут подвергаться насилию, нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого поведения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всем следующей жизни человека. В подростковом возрасте влияет на социализацию личности группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений – равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но, вместе с тем, в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.

Одним из главных “социализаторив” каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стала не только доступной, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка на основные виды деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику только как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор. определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение ею норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности – важнейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, пожалуй, не меньше времени, чем по учебникам. Влияние СМИ уже далеко вышел за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях “в стране и мире”. Из журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают нам разъясняют, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие соглашаются с тем, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (с лат. Manus – рука, в первоначальном смысле означает “ручное управление”), т.е. неявного, незаметного для того, на кого направляется воздействие, побуждения его к определенным действиям, настроений, отношение. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на личность, мы поговорим в одном из следующих параграфов.

Одной из сторон социализации является социальная адаптация. Слово “адаптация” происходит из латинского adapto – приспосабливаю. Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющимся социальной среды с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они отдают предпочтение тем, которые не требуют согласованной, совместной работы. Такие “раки-отшельники” – частые персонажи литературных произведений (попробуйте привести примеры).

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно оно происходит при изменении социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, ее высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, нормы, устоявшиеся, ценности, но и в какой степени стремится изменить те, которые представляются ей несовершенными или устаревшими.

Еще статьи:  Влюблена в женатого мужчину

Второй тип адаптации – это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформной (в переводе с латинского – подобный, согласен). Внешним выражением конфортно нередко служит послушание, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласна с групповыми нормами и ценностями Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Тип адаптации преобладает у вас?

Социальный статус. Социальная роль. Социализация. Социальная адаптация.

Авторитет. Престиж. Манипуляция.

1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

2. Какие позиции включает прирожденный статус; статус, достигается?

3. Что такое социальная роль?

4. Как связаны роль и статус?

5. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?

7. В чем сущность процесса социализации?

8. Какова роль семьи в социализации личности?

9. Какое влияние на социальное становление личности делает школа?

10. Покажите противоречивое влияние на взгляды человека средств массовой информации.

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите прирожденный статус и статус, достигается. Какой из своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию различия статуса и роли.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлияли на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Назовите их

4. В социологии существует понятие “ресоциализация”, что означает разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.

5. Дети – основные телезрители, поэтому на них обращено пристальное внимание рекламодателей. Существует точка зрения, согласно которой реклама детских товаров на телевидении формирует у человека с ранних лет потребительскую идеологию. Отсюда требование – запретить рекламу во время детских передач. Определите свое отношение добавленной позиции.

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, приобрести более высокого социального статуса. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут только дети из состоятельных семей. Какая из этих позиций вам видится более убедительной и почему?

Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должно быть готовым выполнить каждое из супругов. А как считаете вы?

Краткие выводы к разделу

1. На всех этапах развития в обществе существовали различные группы. Основные из них выделяются на основе разных критериев. О причинах возникновения социального неравенства и возможности его преодоления высказываются различные суждения.

2. Индустриализация и модернизация ускорили социальные изменения в обществе и повысили социальную мобильность населения. Семейные ценности сохранили свое значение в современном мире.

3. Социальные процессы, происходящие в нашей стране, сложны и противоречивы. Общество заинтересовано в проведении государством продуманной и результативной социальной политики.

4. Существование и прогресс человечества во многом зависят от национального взаимопонимания. Гуманистической направленностью отличается демократическая национальная политика, осуществляемая рядом государств, в том числе Украины.

5. Большую опасность для людей и человечества несет агрессивная националистическая политика, крайним проявлением которой является фашизм.

6. Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное. Переход нашей страны к рыночной экономике неоднозначно влияет на положение молодежи на рынке труда. Молодежная культура неоднородна, среди многих ее направлений является и антисоциальные.

7. Положение человека в обществе и обусловленная ею поведение характеризует с помощью понятий “социальный статус личности” и “социальная роль”. Главную роль в процессе социализации личности, то есть усвоение им социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

Вопросы для итогового повторения

1. Какие элементы образуют социальную структуру общества?

2. Чем определяется положение человека в обществе?

3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют социальной мобильности?

4. Можно ли считать семью: а) социальным институтом; б) малой группой? Обоснуйте свой ответ.

5. В чем отличие национальной общности от других видов социальных общностей? Относится национальная принадлежность к врожденным статусных характеристик личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в демократических странах право каждого человека лично определять свою национальную принадлежность?

6. В чем заключается процесс социализации личности? Социальные институты участвуют в этом процессе?

Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here