Социально психологические проблемы семьи

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "социально психологические проблемы семьи" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача
М., 2001.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Глава 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

§ 2. Социально-психологические проблемы семьи

Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных исследований в этой области наглядно отражены в таблице [11].

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1 . Высшее образование мужа*

2. Социальное положение семьи в целом

3. Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей

4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания

5. Взаимное положительное первое впечатление друг о друге

6. Знакомство в ситуации работы, учебы

7. Период ухаживания (год-полтора года)

8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины

9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания

10. Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами

1 . Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин

2. Поздний возраст вступления в брак

3. Превышение возраста жены над возрастом мужа

4. Высшее образование жены

5. Более высокое образование жены, чем мужа

6. Гетерогенность социального положения супругов

7. Городское происхождение супругов или городское происхождение у жены и сельское – у мужа

8. Воспитание в неполной семье

9. Отсутствие братьев (сестер) у будущих супругов

10. Неустойчивость отношений в период знакомства

11. Наличие добрачной беременности

12. Отрицательное отношение родителей к браку

13. Национальная гетерогенность супругов

* О влиянии образования и социального положения семьи существуют неоднозначные данные.

Из приведенной таблицы следует, что собственно социально-психологических факторов немного (из «позитивных» – это 3, 5, 8, из «негативных» – 10 и 12). Однако важно иметь в виду, что вероятность развода в значительной мере зависит не только от социально-демографических характеристик будущих супругов (возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощения в его установках, ценностных ориентациях.

Следующий большой этап жизненного цикла семьи – собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от особенностей межсупружеских отношений. Здесь также можно упомянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака.

Результаты анализа отечественных исследований связи брачных факторов со стабильностью семьи можно представить в виде таблицы [4, 10].

Прямо коррелирующие со стабильностью брака

Обратно коррелирующие со стабильностью брака

1 . Высокие репродуктивные установки женщин

2. Наличие в семье главы

3. Совместное принятие основных семейных решений

4. Равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми

5. Совместное проведение супругами свободного времени

6. Сходство семейных ценностей

7. Высокая ролевая адекватность

8. Низкая конфликтность в разных сферах жизни

9. Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга

10. Высокая адекватность восприятия супругами друг друга

1 . Употребление алкоголя супругом

2. Расхождение репродуктивных установок мужа и жены

3. Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены

4. Расхождение установок супругов на характер главенства в семье

5. Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей

6. Расхождение установок супругов на совместность раздельность домашнего/внедомашнего проведения досуга

7. Негативная оценка друзей-подруг другого супруга

8. Ограниченность общения, увлечений, интересов

9. Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов

10. Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения

11 . Неудовлетворенность сексуальными отношениями

12. Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга

13. Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей

Необходимо отметить, что практически все перечисленные факторы успешности брака являются социально-психологическими (описывают установки мнения супругов), и это, видимо, не случайно. Вместе с тем перечень таких факторов, безусловно, неполон. Например, в нем почти никак не представлены дети (говорится только о репродуктивных установках супругов). Возможно, это обусловлено тем, что в качестве объекта исследования в основном выступала молодая семья. Но в таком случае неясен уровень репрезентативности полученных данных для остальных семей. Заслуживает пристального внимания и проблема определения «удельного веса» (важности) выделенных факторов. И наконец, вызывает сомнение надежность некоторых показателей (например, «употребление алкоголя супругом», «наличие в семье главы», «ограниченность общения». ).

Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости [12, 13, 14]. При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социально-психологический и социокультурный. Каждый из названных уровней совместимости обладает своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи.

Согласно концепции С. И. Голода, стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностъю. Последняя, в свою очередь, зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» [6] супругов) и автономия – относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества.

Выделенные автором характеристики брака (адаптированность, интимность и автономия) варьируют в зависимости от пола супругов и продолжительности их семейной жизни.

Тесно примыкает к отмеченному выше направлению в изучении семьи подход, разрабатываемый Д. Олсоном и его коллегами. Суть взгляда научного коллектива, возглавляемого Д. Олсоном, сводится к тому, что для внутрисемейных (а не только супружеских) отношений характерны два относительно независимых аспекта, измерения: сплоченность, определяемая как эмоциональная привязанность членов семьи друг к другу, и адаптивность, т.е. способность брачной или семейной системы изменять свою структуру власти, ролевые отношения и правила, их регулирующие, в ответ на ситуационный или развивающийся стресс. Каждый из выделенных аспектов имеет четыре градации – от самых низких до самых высоких значений. В результате получается матрица 4×4, образующая 16 возможных типов внутрисемейных отношений (или в терминологии авторов – «круговая модель семейной системы»). Многочисленные исследования подтвердили исходную авторскую гипотезу о том, что чем более смещена семья к крайним значениям шкал сплоченности и адаптивности, тем более неблагоприятны отношения, складывающиеся в ней, и, следовательно, задача профессионала, оказывающего помощь семье, – сместить ее к «золотой середине».

Еще статьи:  Как понять что мужчина по тебе скучает

Социально-психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение таких специфических функций, как репродуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи достаточно изучена, в частности, исследованы репродуктивные установки супругов, мотивация их репродуктивного поведения и социальной политики в этой области [2, 3], то в отношении второй функции есть некоторые замечания. Во-первых, традиционно о воспитании детей писали педагоги, не особенно утруждая себя приведением надежных эмпирических данных по этой проблеме. Во-вторых, в психологии существует целый ряд методических приемов (рисунок семьи, тест цветовых отношений, тест-опросник родительского отношения и др.), позволяющих оценить различные аспекты детско-родительских отношений, однако все они не интегрированы в рамках сколько-нибудь общей теории. В-третьих, видимо, воспитание детей можно рассматривать как специфический вид руководства – один из традиционных феноменов социальной психологии. Но отечественные исследования этой темы не встречаются.

Таким образом, попытки теоретического социально-психологического анализа супружества и детско-родительских отношений оказались в значительной мере изолированными друг от друга.

Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т. е. из-за смерти одного из супругов. Нередко распад семьи происходит вследствие вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлекает внимание ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Мы попытаемся выделить социально-психологический аспект этой проблемы.

Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которые выявляются главным образом через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых разводящихся супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга и профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов [17].

Другой важной проблемой развода является его процессуальная сторона. Анализ зарубежных данных по этой проблеме позволяет свести их в таблицу. Большая часть фаз, стадий, этапов развода, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуальный характер, но в то же время наблюдаются взаимодействие, перестройка отношений с другими людьми.

Психологические проблемы семьи в условиях современного общества

В статье рассматриваются основные психологические проблемы семьи в современных условиях общественного развития. Данная тема была и будет всегда актуальна, так как для многих исследователей она является фундаментальной не только в осмыслении этапов личностного развития, но и в постижении социального взаимодействия.

Ключевые слова: семья, психологический климат, самостоятельность, контроль.

Психологические проблемы семьи в условиях современного общества

Стрелкина Л.И. социальный педагог

Иванисова О.Ю. педагог-психолог

Морева Ю.В. педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №9» г.Белгорода

Аннотация. В статье рассматриваются основные психологические проблемы семьи в современных условиях общественного развития. Данная тема была и будет всегда актуальна, так как для многих исследователей она является фундаментальной не только в осмыслении этапов личностного развития, но и в постижении социального взаимодействия.

Ключевые слова: семья, психологический климат, самостоятельность, контроль.

Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и существуют столько же, сколько и сам институт семьи.

В настоящее время важное место в структуре семейных трудностей, в современных условиях общественного развития, занимают психологические проблемы, которые супруги не всегда способны осознать и самостоятельно с ними справиться.

Семья – один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и др.

Калмыкова Е.С., рассматривая межличностные отношения в семье, особое внимание уделяет психологическим проблемам первых лет супружеской жизни. Первые год-два совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей [6] .

«Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства ее членов; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельности каждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру; семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья. Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам» [7] .

Гурко Т.А. , рассматривая проблему стабильности семей, полагает, что сложности во взаимоотношениях супругов обусловлены, прежде всего, тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений [8] .

Еще статьи:  Смс скучаю любимая люблю тебя

Психологический климат в семье может существенно осложняться, если пара вынуждена жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителями одного из супругов может быть продиктовано не только отсутствием материальной возможности купить квартиру или хотя бы ее снимать, но и другими соображениями. В любом случае, если есть возможность жить отдельно от родителей, надо ее использовать, в противном случае, если молодожены не стремятся к этому, есть более или менее осознаваемый отказ от принятия на себя ответственности за собственную семью.

По мнению некоторых исследователей, молодые люди, создавшие семьи, полностью зависящие от родителей, той или иной стороны, не имея собственного бюджета, жилья и стабильного заработка, вряд ли можно назвать семьей как таковой. В этом случае пара полностью принимает семейные правила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает.

Если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка» [10] , на котором держат молодую пару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. Происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем. С появлением ребенка ситуация может усугубляться и представители старшего поколения часто начинают предъявлять претензии к молодой семье (т.е. появляются дополнительные расходы на необходимые для ребенка товары).

Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям [11] .

Существуют в семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет. Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, совершенно банальной на первый взгляд причиной конфликтов становится простое неумение договариваться между собой, искать компромиссные пути решения общей проблемы.

Серьезные психологические проблемы создает физиологический и сексуальный процесс. Современных семей волнует недостаток «доверия и любви», «сексуальная безграмотность»; меньше – «привычка и скука» и «усталость от работы».

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, то она, как правило, пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. Сегодня в современных семьях распространено мнение, что замужняя женщина должна работать, но не в ущерб интересам семьи.

Таким образом, современная семья имеет ряд психологических проблем. Основными из них являются: психологическая незрелость, зависимость от родителей, жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

Для того чтобы семья могла осуществлять все свои функции в современных условиях общественного развития необходимо комплексное решение данных психологических проблем, на что должна быть направлена государственная семейная политика в отношении семьи.

Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать и самостоятельно с ними справиться.

Структурируя супружеские проблемы, психолог Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:

· различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

· конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

· сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;

· сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

· проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;

· отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;

· болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

Все они могут встречаться и в молодых семьях, однако имеют свою специфику.

Психолог М. Стуколова предлагает классификацию семейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются:

· ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;

· отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и так далее);

· наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);

· авторитарный, жесткий тип в отношениях, сложившихся в семье в целом;

· наличие трудноразделимых материальных проблем;

· авторитарное вмешательство родственников в супружеских отношениях;

· сексуальная дисгармония в браке и другие.

Большая часть из этих причин – психологического плана.

Семья по субъективным представлениям молодых пар – место более комфортное, чем для людей, имеющих больший стаж семейной жизни.

В повседневной жизни молодой пары не всё происходит гладко. Это связано с тем, что молодые не всегда умеют разрешать конфликты, но при этом менее других склонны обращаться за помощью к специалистам.

Еще статьи:  Парень переписывается с другими девушками

Психолог В.П. Меньшутин считает, что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, что каждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей: довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две «психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительской семьи жены. Меньшутин В.П. – Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин, М. 2008г. С. 138

Психолог Т.А. Гурко, рассматривая проблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций. Гурко Т.А. Брак и родительство в России – М.: Институт социологии РАН, 2008.С. 274.

Немаловажен и тот факт, что в традициях наших семей называть мужа дочери сыном, а жену сына дочерью. Получается простая модель – в семью новый член входит на правах ребенка. Считается, что назвать родителей супруга мамой и папой – признак хорошего отношения. Говорят про зятя или невестку: «он нам как сын» или «она нам как дочь», «мы взяли в свою семью» и так далее. Старшее поколение имеет заранее заложенную (хотя бы на уровне названности) возможность осуществлять родительские функции: не только контролировать новоиспеченных «сына» или «дочь», но и диктовать им свои правила и даже наказывать, то есть выполнять любые воспитательные функции.

Если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка», на котором держат молодую пару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. И, как итог, происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем.

Для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери).

Существуют в молодых семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет, которое формируется обычно трудно, методом проб и ошибок, иногда по схеме «как делает моя мама». Но вся беда в том, что девушка или молодой человек, стремясь опираться на родительский опыт, не осознают с достаточной полнотой, что способ расходования средств, принятый в их семьях, был весьма далек от оптимального, и таковым он кажется только в силу отсутствия знаний об альтернативных вариантах. Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы.

Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы.

Психологические проблемы семьи, о которых речь шла выше, в своей основе имеют проблему определения структуры внутрисемейной власти. Иначе говоря, при решении вопросов распределения бюджета, устройства жены на работу, выбора места для летнего отдыха и множества других во многих молодых семьях в действительности каждым из супругов решается главная задача – настоять на своем, упрочить свои позиции в семье, обеспечить свое главенство. Любопытно, что это происходит несмотря на то, что на словах большинство молодых жен согласны признать супруга главой семьи.

Только с приобретением опыта семейной жизни к супругам обычно приходит понимание того, что глава семьи – это не почетное звание, это нелегкий труд и большая ответственность.

Очень важная проблема молодой семьи – несовпадение ценностных иерархий у супругов; противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным является умение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи. Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи: учебно-методическое пособие для студентов вузов/ О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2008. С. 126-127

Еще статьи:  Последний поцелуй руки

Таким образом, молодая семья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.

Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: …3
2. Введение ………. 4
3. Социально – психологические проблемы неблагополучных семей…. 5
4. Социально-психологические проблемы молодой семьи……….7
5. Социально-психологические проблемы матерей-одиночек………. 9
6. Проблемы семьи в современном обществе………..14
7. Приложение 1. Психологические и социальные основы современного брака……… …….20
8. Заключение……… ………..22
9. Список использованной литературы……….23

1. Глава 1. Социально – психологические проблемы неблагополучных семей
2. Глава 2. Социально-психологические проблемы молодой семьи
3. Глава 3. Социально-психологические проблемы матерей-одиночек
? Плюсы воспитания
? Минусы воспитания
4. Глава 4. Проблемы семьи в современном обществе
5. Приложение 1. Психологические и социальные основы современного брака.

Глава 1. Социально – психологические проблемы неблагополучных семей

Глава 2. Социально-психологические проблемы молодой семьи

Глава 3. Социально-психологические проблемы матерей-одиночек

Приложение 1. Психологические и социальные основы современного брака

Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления (“Братья Карич”), 19%. –304с.
2. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.:Институт социологии РАН, 2006.-223с.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С.В. Ковалев.-М.:Просвещение,1 988.- 208с.-(Психол.наука – школе).
4. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога/В.П. Меньшутин.-М.:Мысль, 1987.-203с.:ил.
5. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.-2009.-№3-С. 109- 113
6. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – с. 129
7. Ресурсы Интернета: http://otherreferats.allb est. ru; http://referat.yabotanik. ru; http://www.sspba.ru

7. Семья в России: Стат.сборник.-М.,2007 г. С.34.

Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных исследований в этой области наглядно отражены в таблице [11].

Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака

Прямо коррелирующие. Обратно коррелирующие

со стабильностью брака со стабильностью брака

1. Высшее образование мужа* 1. Ранний возраст вступления в брак

2. Социальное положение семьи в це- и у мужчин, и у женщин Iлом 2. Поздний возраст вступления в брак I

3. Положительная оценка респонден- 3. Превышение возраста жены надтами успешности семейной жизни возрастом мужа

родителей 4. Высшее образование жены

4. Продолжительность добрачного 5. Более высокое образование жены,знакомства, ухаживания чем мужа

5. Взаимное положительное первое 6. Гетерогенность социального по-впечатление друг о друге ложения супругов

6. Знакомство в ситуации работы, 7. Городское происхождение супру-учебы гов или городское происхождение у

7. Период ухаживания (год-полтора жены и сельское – у мужагода) 8. Воспитание в неполной семье

8. Инициатива о заключении брака 9. Отсутствие братьев (сестер) у буду-со стороны мужчины щих супругов

9. Принятие брачного предложения 10. Неустойчивость отношений в пе-после непродолжительного (до двух риод знакомства

недель) обдумывания 11. Наличие добрачной беременности

10. Сопровождение регистрации бра- 12. Отрицательное отношение роди-ка свадебными торжествами телей к браку

13. Национальная гетерогенностьсупругов J

* О влиянии образования и социального положения семьи существуют неоднозначные данные.

Из приведенной таблицы следует, что собственно социально-психологических факторов немного (из «позитивных» – это 3, 5, 8, из «негативных» – 10 и 12). Однако важно иметь в виду, что вероятность развода в значительной мере зависит не только от социально-демографических характеристик будущих супругов (возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительскойсемьи и пр.), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощения в его установках, ценностных ориентациях.

Следующий большой этап жизненного цикла семьи – собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые, в свою очередь, неотделимы от особенностей межсупружеских отношений. Здесь также можно упомянуть о «факторах риска», влияющих на стабильность брака. Результаты анализа отечественных исследований связи брачных факторов со стабильностью семьи можно представить в виде таблицы [4, 10].

Факторы, влияющие на стабильность брака

Прямо коррелирующие Обратно коррелирующие

со стабильностью брака со стабильностью брака

1. Высокие репродуктивные установ- 1 • Употребление алкоголя супругомки женщин 2. Расхождение репродуктивных ус-

2. Наличие в семье главы тановок мужа и жены

3. Совместное принятие основных 3. Расхождение установок супруговсемейных решений на профессиональную работу жены

4. Равноправное распределение хо- 4. Расхождение установок супруговзяйственно-бытовых обязанностей по на характер главенства в семьеуходу за детьми 5. Расхождение установок на распре-

5. Совместное проведение супругами деление хозяйственно-бытовых обя-свободного времени занностей

6. Сходство семейных ценностей 6. Расхождение установок супругов

7. Высокая ролевая адекватность на совместность-раздельность до-

8. Низкая конфликтность в разных машнего/внедомашнего проведениясферах жизни досуга

9. Высокое уважение и эмоциональ- 7- Негативная оценка друзей-подругное принятие супругами друг друга другого супруга

10. Высокая адекватность восприятия 8- Ограниченность общения, увлече-

Еще статьи:  Скорпион и ревность

супругами друг друга нии» интересов

9. Отсутствие адаптивного поведения

и установок супругов

10. Расхождение установок мужаи жены на характер духовногообщения

11. Неудовлетворенность сексуаль-ными отношениями

12. Отсутствие доверия и поддержкисо стороны другого супруга

13. Расхождение установок мужа ижены на характер помощи со сторо-

| ны родителей ___________ I

Необходимо отметить, что практически все перечисленные факторы успешности брака являются социально-психологическими (описывают установки мнения супругов), и это, видимо, не случайно. Вместе с тем перечень таких факторов, безусловно, неполон. Например, в нем почти никак не представлены дети (говорится только о репродуктивных установках супругов). Возможно, этообусловлено тем, что в качестве объекта исследования в основном выступала молодая семья. Но в таком случае неясен уровень репрезентативности полученных данных для остальных семей. Заслужи-вает пристального внимания и проблема определения «удельного веса» (важности) выделенных факторов. И наконец, вызывает сомнение надежность некоторых показателей (например, «употреб-ление алкоголя супругом», «наличие в семье главы», «ограниченность общения». ).

Другим социально-психологическим подходом к изучению семьи является исследование супружеской совместимости [12, 13, 14]. При этом выделяются такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социально-психологический и социокультурный. Каждый из названных уровней совместимости обладает своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи. Согласно концепции С. И. Голода, стабильность брака обеспечивается супружеской адаптированностъю. Последняя, в свою очередь, зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» [6] супругов) и автономия – относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества.

Выделенные автором характеристики брака (адаптированность интимность и автономия) варьируют в зависимости от пола супругов и продолжительности их семейной жизни.

Тесно примыкает к отмеченному выше направлению в изучении семьи подход, разрабатываемый Д.Олсоном и его коллегами. Суть взгляда научного коллектива, возглавляемого Д.Олсоном, сводится к тому, что для внутрисемейных (а не только супружеских) отношений характерны два относительно независимых аспекта, измерения: сплоченность, определяемая как эмоциональная привязанность членов семьи друг к другу, и адаптивность, т.е. способность брачной или семейной системы изменять свою структуру власти, ролевые отношения и правила, их регулирующие, вответ на ситуационный или развивающийся стресс. Каждый из выделенных аспектов имеет четыре градации – от самых низких до самых высоких значений. В результате получается матрица 4×4,образующая 16 возможных типов внутрисемейных отношений (или в терминологии авторов – «круговая модель семейной системы»). Многочисленные исследования подтвердили исходную авторскуюгипотезу о том, что чем более смещена семья к крайним значениям шкал сплоченности и адаптивности, тем более неблагоприятны отношения, складывающиеся в ней, и, следовательно, задача профессионала, оказывающего помощь семье, – сместить ее к «золотой середине».

Социально-психологический подход к анализу семьи предполагает рассмотрение таких специфических функций, как репродуктивная и воспитательная. Если первая функция семьи доста-точно изучена, в частности, исследованы репродуктивные установки супругов, мотивация их репродуктивного поведения и социальной политики в этой области [2, 3], то в отношении второй функции есть некоторые замечания. Во-первых, традиционно о воспитании детей писали педагоги, не особенно утруждая себя приведением надежных эмпирических данных по этой проблеме.Во-вторых, в психологии существует целый ряд методических приемов (рисунок семьи, тест цветовых отношений, тест-опросник родительского отношения и др.), позволяющих оценить различные аспекты детско-родительских отношений, однако все они не интегрированы в рамках сколько-нибудь общей теории. В-третьих, видимо, воспитание детей можно рассматривать как специфический вид руководства – один из традиционных феноменов социальной психологии. Но отечественные исследования этой темы не встречаются.

Таким образом, попытки теоретического социально-психологического анализа супружества и детско-родительских отношений оказались в значительной мере изолированными друг от друга. Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т.е. из-за смерти одного из супругов. Нередко распад семьи происходит вследствие вдовства или развода. Первое мало изучено, что же касается развода, то эта проблема привлекает внимание ученых из самых разных отраслей знания, таких, как демография, социология, история, этнография. Мы попытаемся выделить социально-психологический аспект этой проблемы. Прежде всего, к называвшимся «факторам риска», влияющим на стабильность брака, следует отнести мотивы развода, которыевыявляются главным образом через прямые, закрытые вопросы, обращенные к разводящимся супругам. Ответы молодых разводящихся супругов позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеют мнения других людей, материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга и профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов [17].

Другой важной проблемой развода является его процессуальная сторона. Анализ зарубежных данных по этой проблеме позволяет свести их в таблицу. Большая часть фаз, стадий, этапов развода, приводимых в таблице, носит внутриличностный, индивидуальный характер, но в то же время наблюдаются взаимодействие, перестройка отношений с другими людьми.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените это сообщение
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here