Проблемы взаимоотношения в семье бедная лиза

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "проблемы взаимоотношения в семье бедная лиза" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Аналитическая работа с текстом повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. Проблема взаимоотношений в семье в повести.

На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был довольно зажиточный поселянин? Как бы вы определили формулу благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести.

Как нарисован образ Лизы? Каков характер героини? Почему Лиза именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести

Как представлен образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

4 . Проблема любви в повести

Отличается ли любовь, которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?

Как ведут себя герои по отношению друг к другу?

Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). Примирились ли теперь Эраст и Лиза?

5. Проблема греха в повести

Как решается эта проблема в повести? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём автор видит истоки греховности? Что нужно помнить, бы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

6. Композиция произведения

Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

Каким представляется нам образ автора в произведении?

Как он оценивает поступки, характеры своих героев?

Как воспринимает происходящее, случившееся?

Какие идеи он хочет утвердить в произведении?

Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

Повесть «Бедная Лиза» является одним из шедевров русской сентиментальной литературы. Сентиментализм в литературном творчестве характеризовался особым акцентом на чувственности. Поэтому главенствующее место в своей повести автор отдает чувствам и переживаниям героев.

Проблематика произведения строится на противопоставлении. Автор поднимает перед читателем сразу несколько вопросов. На первый план выходит проблема социального неравенства. Герои не могут быть счастливы не только по нравственным причинам, но по социальным условиям действительности тех времен.

Герои, происходящие из разных сословий, отличаются и условиями жизни, и характером. Лиза – честная и верная, Эраст ветреный и слабый. Лиза работает не покладая рук, чтобы прокормить больную мать, а Эраст – избалованный и скучающий дворянин. Лиза сразу понимает, что ей не суждено быть женой Эраста. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами. ». Однако полюбив, Лиза уже не может забыть молодого человека. Её чувства глубоки и постоянны. Эраст же, пресытившись молодой крестьянкой, отдаляется от неё.

Ещё в начале произведения автор говорит, что Эраст «довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Эраст не намерен был обманывать Лизу, он хотел быть счастливым и ему казалось, что это счастье может дать такая простая и чистая девушка как она. Однако он не готов преодолевать трудности и думает только о собственных удовольствиях.

Еще статьи:  Что говорить мужчине во время близости

В повести также поднимается вопрос города и деревни. Лиза неразрывно связана с деревней, а также чистотой и естественностью природы. В образе Эраста явно прослеживается связь с городом. Лиза – дитя природы, попадая в город, оказывается беззащитна и неопытна. Она погибает, так как не может жить после предательства Эраста. И даже любовь к матери не способна удержать её от гибели.

Повесть « Бедная Лиза» одна из первых в русской литературе открыла перед нами мир глубоких чувств и переживаний, способных затмить разум и доводы рассудка. Автор создал образ честной, чистой и прекрасной девушки, смог передать тонкий психологизм и переживания хрупкого девичьего сердца.

Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

Главная / Сочинения по русской литературе / Карамзин Н.М. / Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

В произведении Карамзина «Бедная Лиза» автором подняты нравственные проблемы, которые с каждым годом становятся лишь актуальнее. Рыночные отношения между мужчиной и женщиной, бесконтрольные половые связи, брак по расчету и прочие отклонения от морали становятся уже не исключением, а нормой жизни.

Несомненно, многие писатели современности неоднократно привлекали внимания общественности через свои произведения. Карамзин не стал исключением. Автор показал, чем может закончиться история, когда человек идет в разрез со своей совестью, моралью, ценностями.

Непорочная, но бедная девушка Лиза, влюбляется в состоятельного Эраста. Тот же в свою очередь не упускает момент и склоняет ее к половым отношениям, после чего, она ему становится не интересной. Казалась бы в сюжете не заложено ничего нового, однако, автор наделяет Эраста неким «благородством». На протяжении всей повести молодой человек помогает девушке и ее больной матери, тем самым покупая и усыпляя их бдительность. Мужчина привык, что деньги в его жизни, как в прочем и в жизни других людей, играют немаловажную роль. Поэтому он с самого начала выстраивает некие «рыночные отношения».

Однако, сама Лиза, воспитанная в строгости и скромности, не поддается на провокации. Для нее не представляет интерес финансовое благополучие, если оно будет идти в разрез с ее моральными взглядами. Девушка испытывает к Эрасту самые настоящие неподкупные чувства, поэтому, она не смогла пережить предательство мужчины и решилась на отчаянный шаг. Возможно, к этому шагу ее подтолкнуло еще больше и то обстоятельство, что «возлюбленный» напоследок решил финансово «отблагодарить» ее. Он не понимал, что боль, которую принес девушке Эраст, не смогли заглушить никакие «откупные».

Что же касается мужчины, то для него главным жизненным показателем является не совесть и честь, а именно деньги и власть. Молодому человеку, абсолютно не важно, каким образом они придут в его жизнь. Поэтому, когда из-за проигрыша в карты, у него случаются финансовые трудности, он быстро приходит к решению жениться на богатой вдове. Его не смущало в этом действии ни отсутствие чувств к данной женщине, ни бедная и влюбленная Лиза, которая явно не была готова к предательству такого рода.

Мать Лизы, всячески оберегавшая ее благодетель, не смогла пережить такого позора. Для женщины, «поруганная» честь дочери стало такой же трагедией, как и для Лизы, предательство Эраста.

Еще статьи:  Имущество супруга при банкротстве физических лиц

Однако мужчина в этой пьесе является отнюдь не отрицательным персонажем. Он пытался измениться, старался отойти от светских норм и стандартов. Лиза вдохновляла его, пока оставалась невинной душой и телом. И все же у него ничего не получилось. Привычка покупать все и всех, а в нужный момент и самому «сдаться» за деньги, принесла в его жизнь страдание на долгие годы.

Общество, живущее по таким многовековым «шаблонам», никогда не сможет стать по настоящему счастливым и свободным. Именно это и хотел донести Карамзин до читателя.

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Урок литературы, 9 класс

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
«Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Цели и задачи урока:
1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои
личные примеры.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».
Только влюблённый имеет
право на звание человека.
Александр Блок.

Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.
1 группа
Проблема взаимоотношений в семье.

1. На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
2. Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?
Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи
Отметить группу, у которой будет самая точная формула.
Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья
2 группа

Проблема воспитания в повести.

1. Как нарисован в произведении образ Лизы?
2. Каков характер героини? Почему она именно такая?
3. Ваша версия смысла названия произведения.
Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.
Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.
Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»
Что выражено в глазах героини? (тоска)
Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?
(красный цветок- символ любви)
Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).

3 группа
Проблема воспитания в повести.
1. Как представлен в произведении образ Эраста?
2. Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
Послушаем монолог Эраста.
4 группа

Проблема любви в повести.
1. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?
2. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?
3. Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
4. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

4. Итог.
– Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
– Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Домашнее задание.
1. творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
2. Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина

Еще статьи:  При разводе на что имеет право жена

Просмотр содержимого документа
«Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя. »

Урок литературы, 9 класс

Матвеева Н. А., учитель русского языка и литературы 1 категории

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

«Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Цели и задачи урока:

обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;

воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Только влюблённый имеет

право на звание человека.

Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)

Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)

В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)

Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)

В каком русском полку служил Н. М. Карамзин? (Преображенском)

Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)

С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)

Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)

Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).

Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)

Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.

3. Слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.

Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.

Проблема взаимоотношений в семье.

На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?

Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?

Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи

Отметить группу, у которой будет самая точная формула.

Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья

Проблема воспитания в повести.

Как нарисован в произведении образ Лизы?

Каков характер героини? Почему она именно такая?

Ваша версия смысла названия произведения.

Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.

Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.

Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»

Что выражено в глазах героини? (тоска)

Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?

(красный цветок- символ любви)

Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).

Проблема воспитания в повести.

Как представлен в произведении образ Эраста?

Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Проблема любви в повести.

Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?

Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?

Еще статьи:  Очень красивый поцелуй

Как ведут себя герои по отношению друг к другу?

Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

– Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?

– Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?

Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина.

План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме:
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда от любви теряют голову молодые люди и тем более кончают жизнь самоубийством.

На уроке, посвящённом повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», ученики были разделены на группы. Дети состязались в умении писать быстро и лаконично литературный диктант, затем были предоставлены карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы, побывали в «В гостях у художника». Самое главное – дети должны были составить «формулу» благополучной семьи…

Урок литературы, 9 класс

Матвеева Н. А., учитель русского языка и литературы 1 категории

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

«Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Цели и задачи урока:

  1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
  2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
  3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Только влюблённый имеет

право на звание человека.

  1. Организационный этап.
  2. Полётное повторение.
  1. Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)
  2. Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)
  3. В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)
  4. Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)
  5. В каком русском полку служил Н. М. Карамзин? (Преображенском)
  6. Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)
  7. С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)
  8. Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)
  9. Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).
  10. Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)

Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.

3. Слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.

Еще статьи:  При смерти супруга кто наследует имущество

Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.

Проблема взаимоотношений в семье.

  1. На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
  2. Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?

Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи

Отметить группу, у которой будет самая точная формула.

Моя формула : труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья

Проблема воспитания в повести.

  1. Как нарисован в произведении образ Лизы?
  2. Каков характер героини? Почему она именно такая?
  3. Ваша версия смысла названия произведения.

Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.

Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.

Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»

Что выражено в глазах героини? (тоска)

Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?

(красный цветок- символ любви)

Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).

Проблема воспитания в повести.

  1. Как представлен в произведении образ Эраста?
  2. Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Послушаем монолог Эраста.

Проблема любви в повести.

  1. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?
  2. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?
  3. Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
  4. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

– Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?

– Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

  1. творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
  2. Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.Карамзин. Тест по произведению “Бедная Лиза”.

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова.

Н.М.Карамзин сделал для русской литературы необычайно много. Кроме упомянутого преобразования языка, он положил основу новому направлению в литературе – сентиментализму. Его повесть «Бедная Лиза» сове.

входной контроль по прочитанной повести Н. Карамзина “Бедная Лиза”.

Разработки уроков по рассказу Н.Карамзина “Бедная Лиза”.

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат.

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here