Проблемы взаимодействия доу и семьи

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "проблемы взаимодействия доу и семьи" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Консультация на тему:
Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе

Что такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Проблемы взаимодействия детского сада и семьи

на современном этапе

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Основные принципы взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе:

Во-первых, это доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Еще статьи:  Что делать если тебя бросила девушка а ты ее любишь

В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Мы общаемся с родителями ежедневно, и именно от нас зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателей с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Во-вторых, это индивидуальный подход.

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Мы, воспитатели, общаясь с родителями, должны чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь нам на помощь приходит человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

В- третьих, мы применяем не наставничество, а именно сотрудничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее бывает создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

В- четвертых, это ответственная подготовка ко всем мероприятиям

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы стараемся подготовить очень тщательно и серьезно. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В-пятых, это динамичность.

Наш детский сад сегодня старается находится в режиме развития, а не функционирования, т. е. мы стараемся быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

  • родительские клубы;
  • мини-библиотека;
  • информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
  • выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
  • родительские гостиные;
  • нетрадиционные родительские собрания;
  • устные журналы;
  • экскурсии.
  • праздники;
  • совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет действует родительский клуб “Родительская академия”. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). “Волшебный мир театра”, “Как сохранить здоровье”, “Ребенок с точки зрения астрологии”, “Взрослые глазами ребенка” – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

Еще статьи:  Поцелуй говорит о чем

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой педагоги нашего детского сада стараются доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи, пути их решения.

Воспитатель МБДОУ Люрский детский сад

Кольмай Светлана Николаевна

Проблемы заимодействие ДОУ и семьи.

Поиск путей решения проблемы

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время очень актуальна, так как именно от характера взаимодействия педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с детьми будут складываться и дальнейшие результаты работы ДОУ по всем направлениям развития, воспитания и образования детей.

Почему именно с родителями? Во-первых, это веяние времени, т.е. именно родители несут ответственность за развитие своих детей, мы являемся «соавторами» этой работы. Во-вторых, педагоги прекрасно понимают, что педагогическая культура родителей не на самом высоком уровне, мы можем учить, прививать, объяснять как хорошо или полезно, а наглядный пример в виде родителя говорит обратное, соответственно и результаты будут плачевные. Поэтому хотелось бы, чтобы был создан такой государственный институт семьи, где пропагандировалась бы полная ответственность не только за будущее своих детей, но прежде всего за свое будущее. Чтобы родители знали и рассчитывали в будущем только на то, что они вложили в своих детей в виде «накопительного капитала», выраженного в любви, уважении и заботе. Нельзя быть во всем потребителем: чтобы что-то получить, нужно, в первую очередь, научиться отдавать.

Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер, полицию. Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чертовски злыми, завистливыми и жестокими. Поэтому научиться взаимодействовать ДОУ с семьей – одна из главных задач детского сада.

Жизнь вокруг нас очень быстро меняется, и дети становятся совсем другими. А что же надо современному ребенку? Да то же самое, что нужно ребенку и во все времена: его надо любить, постараться понять и принять его таким, какой он есть. И, как не странно, мы педагоги, порой принимаем и стараемся помочь, откорректировать ту или иную проблему в развитии ребенка, а родители не видят, или не хотят замечать проблем, с которыми сталкивается их ребенок, особенно если его развитии не как у всех…

Проанализировав эти проблемы можно сделать вывод, что необходимо, в первую очередь, самим научиться такому взаимодействию, особенно с родителями, т.е. приобрести профессиональные коммуникативные педагогические умения, а затем перейти к партнерскому взаимодействию ДОУ и семьи.

Что можно ожидать от такого взаимодействия с родителями?

– осознанного участия родителя в совместной образовательной деятельности детского сада и объединения интересов семьи и ДОУ;

– повышение педагогической культуры родителей;

– создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста для успешной адаптации в школе;

– самое главное, мы хотим добиться психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Какие формы работы могут помочь?

В нашем ДОУ в течении двух лет мы проводим день Открытых дверей, а именно в День Матери, здесь родители могут попробовать себя в роли педагога, увидеть своего ребенка в коллективе сверстников.

Цель проведения этого мероприятия: формирование доброжелательных отношений ДОУ и семьи; формирование у родителей более полного образа своего ребенка со сверстниками, его отношение к труду, достижения в продуктивных видах деятельности и т. д.

Для этого разработаны условия проведения Дня Матери.

– срок пребывания родителей в детском саду определяет их желание и возможности с 8.30 до 17.30;

– все двери детского сада открыты для знакомства с условиями пребывания детей, организация образовательного пространства ДОУ;

– в «родной» группе родители не наблюдатели, а участники совместной образовательной деятельности, свою роль выбирают по желанию и возможности.

Родителям было предложено распределить обязанности, кто-то мог провести утреннюю гимнастику, кто-то готовил «интересный завтрак», при этом может рассказать о полезности тех или иных продуктов питания или как это было в их детстве.

Все мамочки принявшие участие в этом мероприятии были награждены благодарственными грамотами от имени педагогов и администрации МБДОУ Люрского детского сада.

При проведении этого мероприятия в первый год лишь одна мамочка попробовала себя в роли педагога и совместно с детьми приготовила татарское национальное блюдо. Во второй год уже две мамочки пришли к нам для проведения совместной образовательной деятельности: учили детей рисовать солью, рассказали о своем семейном хобби коллекционировании марок.

По результатам проделанной работы я могу сказать, что мамочки, которые себя попробовали в роли воспитателя на несколько минут, возможно, сделали для себя выводы и наше общение теперь проходит в более дружеской атмосфере.

Реализация проведения подобных мероприятий, я уверена, поможет нейтрализовать негативные установки, установить доверие между всеми участниками воспитательного, а процесса, родители начнут общаться с педагогами без психологических барьеров

Галина Кузнецова
Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей

Еще статьи:  Внешняя политика россии во второй половине 16 веке

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Поскольку взаимодействие семьи и детского сада играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, возникла необходимость детального изучения представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Как известно основным содержанием помощи, которую хотели бы получить воспитатели от родителей – это помощь организационного характера и личные качества родителей, такие как: ответственность, обязательность, активность в отношении решения проблем детского сада.

Основным содержанием помощи, которую хотели бы получить родители от воспитателей, это консультирование по проблемам обучения, воспитания и развития детей, по подготовке их к школе.

Полученные данные о сферах обращения родителей и воспитателей друг к другу и сферах желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер, что приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с ДОУ в целом.

Исходя из этого разработаны следующие рекомендации:

1. В связи с тем, что наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы взаимодействия с родителями, необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь детского сада. При этом родители должны убедиться, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для развития их собственного ребенка. И здесь необходимо использовать нетрадиционные формы работы с родителями.

2. В связи с тем, что проблемной сферой для родителей является отсутствие разнообразных, глубоких по содержанию консультаций по вопросам дошкольной педагогики и психологии, а также подготовки детей к школе, следует привлекать к участию в различных формах работы с родителями специалистов детского сада, способных предоставить родителям необходимую педагогическую информацию и оказывать им компетентную помощь и поддержку в вопросах воспитания и развития детей.

Учитывая данные проблемы предложены пути налаживания контактов между родителями и ДОУ.

1. Многие ДОУ устанавливают взаимодействие с семьями до первого дня прибытия ребенка. Например:

– приглашают родителей посетить ДОУ;

– представляют письменную информацию о работе ДОУ – «Визитную

– устраивают встречи с родителями с целью выяснения условий

посещения для ребенка.

2. Дальнейшие контакты и связь между родителями и педагогами ДОУ:

– ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или

– неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы

обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

– предложения посетить врача, психолога, логопеда;

– информационный уголок для родителей;

– дни и вечера посещений для родителей, чтобы увидеть, как занимается

их ребенок или ознакомиться с работой ДОУ.

3. Помощь родителей ДОУ:

– в качестве организаторов и спонсоров – участие в ремонте, создании

развивающей среды в группах, изготовлении различных пособий,

атрибутов и т. д.

– участие в организации и проведении различных мероприятий –

совместных праздников и досугов, целевых прогулок, экскурсий и т. д.

– участие родителей в развитии и обучении своего ребенка, т. е.

продолжение дома работы по обучению детей, которую ведут

воспитатели детского сада.

4. Помощь ДОУ родителям:

– оказание помощи в вопросах воспитания и развития детей;

– накопление информации и практических советов;

– помощь в решении проблем, поисках выхода из кризисных ситуаций.

В процессе налаживания и развития контактов необходимо учитывать ряд основополагающих принципов:

– открытость детского сада для семьи – каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

– сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

– создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели – созданию единого образовательно- оздоровительного пространства детский сад – семья. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи:

1. повышение педагогической культуры родителей;

2. приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для их решения на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год, обсуждаются наиболее актуальные темы по воспитанию и развитию детей.

В ДОУ пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещен разнообразный материал о жизни группы, воспитательно-образовательной работе ДОУ и т. д.

В течение года заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, учителем-логопедом, педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели всех возрастных групп при составлении календарных планов намечают разнообразные формы работы с родителями, подбирая для обсуждения наиболее актуальные темы.

Также в ДОУ для выявления приемлемых и эффективных форм работы с родителями проводится анкетирование.

Популярными в работе ДОУ становятся нетрадиционные формы работы с родителями: круглые столы, конференции, родительские клубы, мероприятия с участием детей и родителей, семинары-практикумы, тренинги, диспуты и т. д.

В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: рисунки, поделки из природного и бросового материала («Моя любимая игрушка», «Сказка быль, да в ней намек…» и т. д.). Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые становятся традиционными, вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.

Еще статьи:  Имущественный налоговый вычет супругам

У нас стали традиционными музыкальные и физкультурные праздники, такие, например, как: «Мама, пап, я – спортивная семья», «Мой папа самый сильный и ловкий», «Поздравляем наших мам» и др.

Наиболее активным родителям по итогам года на общем родительском собрании вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации ДОУ.

В дальнейшем мы планируем повысить уровень сотрудничества детского сада и семьи: уделить особое внимание таким формам работы, которые позволяют родителям увидеть реальные достижения ребенка – посещение занятий и других режимных моментов, организация встреч со специалистами детского сада и учителями начальных классов по вопросу подготовки детей к школе.

Мы убеждены, что одно только просвещение родителей – пусть даже хорошо поставленное – не дает желаемого результата. Необходимо продуктивное образование семьи, раскрывающее родителям возможности решать проблемы, не разрушая, а развивая отношения с детьми.

Мы стремимся найти новые возможности в получении воспитывающими взрослыми образования благодаря развитию конструктивных взаимодействий детского сада с семьей.

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления.

План взаимодействия с семьей в старшей группе Дата Родительские собрания Информационные встречи Наглядная агитация Активные формы работы Отметка о выполнении Сентябрь 1. Цели задачи.

Семинар-тренинг «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №152» Семинар- тренинг «Современные формы взаимодействия ДОУ.

Семинар-тренинг «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» Семинар- тренинг «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» Подготовила: зам. зав. по ВМР Е. А. Левина Цель: Активизация педагогов в.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные проблемы детской игры и игрушки В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка.

Технология организации взаимодействия ДОУ с современной семьей. Технология организации взаимодействия ДОУ с современной семьей. В основу понимания сущности и назначения социально- педагогической деятельности.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение.

Передо мной встает вопрос – как привлечь внимание родителей к ценным советам, как предотвратить отчуждение семьи от детского сада, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Для того, чтобы определить круг проблем и наметить пути решения я использую некоторые методы исследования семьи, а именно беседу и анкетирование

После обработки результатов анкетирования выявились некоторые негативные тенденции: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.

Серьёзной проблемой является занятость родителей. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражитель ности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

В беседе со мной родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако мои наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.

Все чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого образовательного уровня родителей. Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Считаю, что должна работать так, чтобы родитель смог:

• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

Еще статьи:  Нотариальное соглашение супругов о разделе имущества супругов

• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

В работе с родителями я использую много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Одной из эффективных форм работы с родителями я считаю родительские собрания, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы. При подготовке к родительскому собранию я придерживаюсь следующих правил:

собрание должно быть целенаправленным;

отвечать запросам и интересам родителей;

иметь четко обозначенный практический характер;

проводиться в форме диалога;

Подготовку к собранию веду по определенному плану:

анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются родителями дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

при необходимости, с детьми изготавливаем приглашения каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.).

изготовление памяток, буклетов с советами на тему собрания.

При проведении собраний учитываю потребность родителей в знаниях, а чтобы они не являлись пассивными слушателями, организую различные обсуждения, «размышлялки» такие как- «здоровье моего ребенка-это…» или « мой ребенок счастлив, когда…», даю небольшие групповые задания- например: составьте схему вашего общения с ребенком дома. Родители становятся особенно активными, если использовать игровые упражнения, тренинги: “Верно – неверно”, кокон, солнышко. и т.д.

Вошло в традицию, рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится, может ознакомиться с родителями соседа по столу

Я активно использую в своей работе с родителями разнообразные формы . Их вы видите на экране.

• Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

• Педагогические беседы с родителями;

• Круглый стол с родителями;

• Конференции с родителями;

• Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

• Организация “уголков для родителей”,папки-раскладки;

• Оформление витрин (фотомонтажей);

• Дни открытых дверей;

• Работа с родительским активом группы.и тд.

Но мне хочется остановиться на одной из интересной и эффективной форме работы с родителями -это выполнение творческих заданий совместно с детьми. Например « Счастлив тот, кто счастлив дома». Работа предполагалась в интересной, необычной форме представить свою семью. Была организована выставка не только в группе, но и выставлена на городской конкурс « Я и моя семья» в городской библиотеке. Данная работа была отмечена грамотой. Такая совместная творческая деятельность не только объединила нас, но и принесла свои плоды. Родители стали более общительнее, пошли на контакт со мной, стали предлагать свою помощь.

Я считаю, что благодаря правильно выбранным формам работы – родители в моей группе стали более заинтересованны в успехах своих детей, в жизни группы.

С большим интересом родители участвуют вместе с детьми в творческих проектах:

городские конкурсы рисунков :” Годы опаленные войной”, ” Мы живем на Баме”, “В Резиденции Деда Мороза”,

участие в акции по изготовлению листовок посвященных 9 мая , которые расклеили по всему городу, а также городской конкурс листовок “Спорт – альтернатива вредным привычкам”, Олимпиада Сочи 2014″

III место в городском конкурсе «Безопасная дорога» занял рисунок Солодковой Влады.

участие во всероссийском конкурсе рисунков “Русская народная сказка”

приняли активное участие в городском конкурсе поделок из овощей “Наш веселый урожай”.

В современном образовании появляются новые, инновационные технологии, но ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность.

Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка.

И еще об одном моменте в работе с родителями мне хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это сказано точно. В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Несмотря на различия всех этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

В заключении я хочу сказать, что выбранные мною формы работы с родителями не могут быть стандартом, думаю, они должны быть гибкими к запросам семьи. И если мы привлечем родителей к взаимодействию, преодолеем сопротивление, нежелание, настороженность, то работа даст удовлетворение, внесет перемены в отношениях родителей и педагогов.

И основное правило в работе с родителями – никогда не жалуйся, не говори о ребенке плохо. Мы одна семья, мы вместе и навсегда!

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here