Проблемы неблагополучных семей

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "проблемы неблагополучных семей" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между родителями- детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышается риск подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.

В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

П.Д. Павленок считает,что неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.

По мнению Т.И. Шульга асоциальная семья – тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную.

В.М. Целуйко разделил, условно, неблагополучные семьи на две большие группы, каждый из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Конфликтные семьи . Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушениями общения. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо, не через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а косвенно, из-за отсутствия уважения и понимания между супругами, эмоционального отчуждения между ними, частых конфликтов.

Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи»,так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это конфликтная семья, и не всегда свидетельствует о ее неустойчивости.

В становлении и развитии любой семьи возникают определенные сложности, трудности и противоречия, которые могут либо конструктивно разрешаться, либо приводить к усилению разногласий, спорам, ссорам и конфликтам. Ведь каждая семья является некоторой системой, содержащей в себе различия и, прежде всего различия между супругами.

Если оба супруга стремятся избежать или предотвратить конфликт, а в случае его возникновения — найти разумное решение, то семья может благополучно дожить до своего естественного конца. Совсем иначе складывается семейная атмо-сфера там, где супруги даже по мелочным причинам затевают споры и ссоры, которые протекают бурно, со взаимными обвинениями и оскорблениями, криками и бранью, что приводит к разрастанию конфликта, который приобретает затяжной, хронический характер и становится единственным средством разрешения семейных разногласий.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандаль¬ными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и тихими, где супружеские отношения отличаются полным отчуждением, стрем-лением избегать всякого взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм поведения.

В конфликтных семьях супруги часто бывают лишены моральной, психологической поддержки. В семье возникает атмосфера недоверия, супруги начинают обвинять друг друга в неоткровенности, замкнутости, скрытности, а иногда и во враждебности. Все это затрудняет процесс гармонизации семейных отношений, выполнение повседневных обязанностей и отрицательно сказывается на принятии ответственных решений. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение общения между ее членами. Как правило, за неразрешенным, затяжным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Дезорганизованные семьи. Дезорганизация семьи — невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Второй вид риска связан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутствуют условия для нормального психического и физического развития ребенка.

«Недоверчивая семья» характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться). Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер.

«Легкомысленная семья» В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Главные развлечения – телевизор, вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживается в семьях такого типа.

Еще статьи:  Если снится бывший мужчина с которым расстались

В «хитрой семье» в качестве важных черт, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного.

Итак, резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере породили число неблагополучных семейных союзов. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается семейный быт, растет число разводов, ухудшается состояние членов семьи, особенно детей. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)

Цель его работы – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана).

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7 этап: составле6ние карты семьи

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей

Таким образом, социальный педагог начинает работу с неблагополучной семьёй с изучения причин неблагополучия в семье, т.е. её особенностей, целей, ценностных ориентиров, а так же обследование жилищных условий неблагополучной семьи. После изучения составляется карта семьи, в которую входит Ф.И.О. родителей и родственников, проживающих вместе, место работы родителей и должность, уровень материального обеспечения. Знания о семье получены, теперь социальный педагог составляет программу работы с неблагополучной семьей, реализует её с помощью работы с родителями и детьми, проводит консультирование семьи.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Выступление на родительском собрании.

« Неблагополучная семья – источник проблем ребенка ».

Князева Оксана Викторовна

  • Формирование эффективных условий развития несовершеннолетних в семье, через профилактику деструктивных детско-родительских отношений.
  • Показать значимость влияния семьи на психологическое развитие ребенка
  • Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию.

На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи – воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

У понятия “неблагополучная семья” нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.

Еще статьи:  Поцелуй говорит о чем

Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение. Порой родители совершенно не дают себе отчета в том, что их неумение разрешить собственные проблемы тяжким бременем ложится на детские плечи, приводя к появлению в его психике очагов патологических переживаний. Сила и глубина реакции зависят от возраста, опыта, полученного до этого в семье и в жизни, от характера, темперамента, воспитанности и чувствительности. Следует помнить, что неокрепшая психика малышей, подростков и даже юношей подвержена стрессам.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.

Изучая особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, выявлено, что у этих детей часто наблюдается чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно – психическому утомлению. Поэтому эти дети отличает заметной пассивностью, безразличием к окружающему. Часто протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в детском коллективе. Но из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки. Дети из таких семей, имеют не только постоянные трудности в учебе и поведении, но и еще зачастую пребывают в состоянии ужаса и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имеют заниженную самооценку, нарушения сна, ночные кошмары.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Очень важным компонентом самосознания является самоуважение, которое выражает установку одобрения или неодобрения своих способностей, поступков, учебной и другой деятельности. У детей из неблагополучных семей самоуважение, как правило, заниженное, что свидетельствует о отношении к самому себе, недооценке своих интеллектуальных и физических потенций, ведущих к дискомфорту и дисгармонии, к психологической закрытости и необщительности. Снижается авторитет взрослых, что влечёт за собой невозможность предъявлять к ребенку те или иные требования, что ведёт к возникновению взаимоотношений, делающих процесс воспитания неуправляемым. Следствием этого становятся частые нарушения со стороны ребенка моральных и правовых норм.

И если сравнивать физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, то они заметно отличается от развития сверстников, растущих в благоприятных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

В семьях где ребенок испытывает стрессовые ситуации, из которых ему трудно выпутаться негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами – утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Сила переживания ребенком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, “эффект зализывания ран”, боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно). Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. Таким образам дети из неблагополучных семей вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. У детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности .

Еще статьи:  Мужчина ревнует женщину

Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.

Социально-педагогические проблемы неблагополучных семей

В данном параграфе представим социально-педагогические проблемы неблагополучных семей.

Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как малую высокоразвитую группу потому, что в ней присутствуют – достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение – сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.[6]

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, распространение в детской среде саморазрушающего поведения. Это приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, некоторые семьи не проявляют достаточной заботы о своих детях, не выполняют родительских обязанностей, нередко сами создают условия, опасные для жизни и развития детей. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети.

Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни и жизни семьи. Это могут быть:

– развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

– смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;

– рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;

– различные формы насилия над ребенком в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение его потребностями): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

– ребенок – жертва сексуального насилия: этиология та же.

В неблагополучных семьях существуют следующие проблемы:

– низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно;

– родители не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны [10].

СК РФ, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье:

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми в условиях социально-реабилитационных учреждений. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Только в семье ребенок может адаптироваться к нормальной жизни. Многие воспитанники детских домов не владеют даже элементарными навыками проживания в обществе – не знают, как пользоваться деньгами, не умеют мыть посуду. Выходя из интерната, они оказываются наедине с совершенно другим миром, в котором просто не готовы жить. Если же ребенку повезло, и он попал в семью, то он начинает быстрее развиваться, и из него получается полноценный член общества.

Еще статьи:  Поцелуй морей родос

Социально – реабилитационные центры, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, так как спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Семья? — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак
  • члены семьи связаны общностью быта;
  • вступлением в брачные отношения;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Неблагополучные семьи – это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

Семейное неблагополучие рассматривается как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Для конкретного ребенка семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».

Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями?

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно

Как строить работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального подхода к проблеме неблагополучной семьи предполагает следующий примерный алгоритм действий:

подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

установление контакта специалистов с членами семьи;

выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

Пример работы с неблагополучной семьей

(При описании работы использована схема-алгоритм, приведенная в разделе «Как строить работу с неблагополучной семьей?»)

Сведения о семье
Коле 12 лет, он учится в 6-м классе. Мама Татьяна Ивановна злоупотребляет алкоголем. Ее младшей дочери Елене 5 лет, она посещает дошкольное учреждение; часто болеет. Отец детей последние 4 года с семьей не проживает, местонахождение его неизвестно.
Семья в течение последних лет неоднократно попадала в поле зрения милиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: социальный педагог школы обращалась за помощью, отмечая неуспеваемость мальчика и пропуски учебных занятий; при посещении семьи специалистами мама находилась в нетрезвом состоянии; в квартире грязно, требуется ремонт. Рассматривается вопрос о лишении матери родительских прав.

Особенности установления контакта
Первая встреча (знакомство) с семьей произошла после заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на котором разбирался вопрос о неисполнении родительских обязанностей Колиной мамой. Беседа проходила в отдельном кабинете. (Во время первого контакта очень важно выступить не в роли эксперта или контролирующего органа, а в роли сотрудничающего партнера. Предлагаются совместная оценка ситуации и поиск путей решения проблем с использованием как внутренних ресурсов семьи, так и внешних – в виде услуг, предоставляемых специалистами различных служб.)
Специалист по социальной работе центра помощи семье и детям (в дальнейшем выполнявший роль куратора рабочей группы) рассказал о работе центра и очертил круг проблем, с которыми обычно обращаются к ним семьи.
На вопрос, в чем мама видит основную причину своих трудностей, она отвечала, что в семье существуют материальные проблемы и ей очень трудно одной справляться с воспитанием детей.
Мама получила эмоциональную поддержку, специалист отметил ее желание избежать лишения родительских прав и сохранить детей в семье. Колиной маме было предложено сотрудничество, на которое она согласилась.

Сущность семейных проблем, причины их возникновения

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов

Внутренние ресурсы семьи
В то же время между матерью и детьми сохраняется эмоциональная привязанность. Татьяна Ивановна старается проявлять заботу о детях: покупает одежду и игрушки, ходит с детьми в поликлинику, на прогулки, готовит еду. Дети, по мнению педагогов, также привязаны к матери. Коля заботится о младшей сестре, забирает ее из детского сада. Учитель физкультуры отмечает способности мальчика в игровых командных видах спорта.

Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

Еще статьи:  Корж прости меня за то что я женат

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2014

Семейное неблагополучие является одной их острейших социально-психологических проблем любого общества. В последние годы интерес к данной проблеме значительно вырос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики семейного неблагополучия.

До сих пор в научной литературе отсутствует четкое определение понятию «семейное неблагополучие»: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие определения, как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни.

Современные исследователи выделяют ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие, а именно:

– низкий жизненный уровень;

– увеличение числа неполных семей;

– неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;

– деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе имеется несколько типологий неблагополучных семей. Рассмотрим некоторые из них.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:

1. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, оставляя детей без внимания.

2. Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны;

3. Нравственно-деформированные семьи.

4. Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность.

М. А. Галагузова проводит типологию типологию семей по уровню социальной адаптации [2]:

1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и не нуждаются в поддержке социально педагога.

2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.

3. Неблагополучные семьи не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь.

4. Асоциальные семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается.

В. М. Целуйко в книге «Психология неблагополучной семьи» приводит две группы неблагополучных семей с учетом доминирующих факторов [3].

Первою группу состоит из семьей с открытой формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, неполные семьи.

Второю группу представляют семьи со скрытой формой неблагополучия. Это внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них расходятся с общечеловеческими моральными ценностями.

Интересную классификацию семейных союзов, предлагает В. В. Юстицкис, выделяя три типа семьи со скрытым семейным неблагополучием [4]:

1. Недоверчивая семья. Характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться).

«Недоверчивая» семья всегда права, а все вокруг всегда виноваты. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям.

2. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям.

3. Хитрая семья в качестве важных черт прежде всего ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия.

Таким образом, несмотря на различия смысла нагрузки «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений. Психологическое состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной следует понимать такую семью, где нарушена структура, обесценены семейные ценности, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

1.Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: уч. пос.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2004. — 408 с.

2. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416с.

3. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с:

4. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи.-С.-П.:Питер, 2010.- 672 с.

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените это сообщение
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here