Проблема взаимоотношений в семье бедная лиза

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "проблема взаимоотношений в семье бедная лиза" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Урок литературы в 9 классе на тему: «Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения произведения»

1) анализ произведения в единстве содержания и формы (раскрытие замысла автора и его воплощение, проблематики и идейного содержания произведения; анализ системы образов, композиции; оценка языка, жанрового своеобразия);

2)оценить значение произведения;

3)сделать выводы о соответствии повести требованиям сентиментализма;

Развивающие: развитие навыков устной монологической речи, навыков записей прослушанного; развитие логического мышления;

Воспитывающая: формирование нравственно-этических качеств личности.

· расстановка парт для организации 7 рабочих мест групп;

· оформление доски: дата, тема, программа наблюдения для анализа текста, образец таблицы, которую будут заполнять учащиеся;

· тексты повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза” у каждого ученика;

· 7 карточек с заданиями группам.

Формы организации работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Запись на доске:

1. Семья Лизы. Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи.

2. Проблема воспитания в повести. Образ Лизы. Приёмы его создания.

3. «Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер». Проблема воспитания в повести. Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков.

4. Проблема любви в повести. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

5. Проблема греха в повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”?

6. Особенности композиции. Роль пейзажей в тексте. Как связаны образы монахов, нарисованные в начале повести, с концовкой произведения?

7. Образ автора в произведении. Воплощение в повести замысла писателя.

Задания группам (раздаточный материал):

1. Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

4. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). “Примирились ли теперь” Эраст и Лиза?

5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности? Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть “чистым”? Ваша версия смысла названия повести?

6. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

7. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

1. Сообщение темы, целей урока. Постановка задач перед учащимися.

2. Задание на дом: закончить записи в тетрадях.

3. Работа в группах (7 групп). Выполнение заданий.

4. Отчёты групп о выполнении заданий. По ходу выступлений представителей групп учащиеся делают попутные записи в тетрадях. Если ответ окажется неполным, любой ученик (даже из другой группы), имеет право на дополнение. Первоочередное право принадлежит членам “своей” группы.

5. Формулирование одним из учащихся (по желанию) выводов о соответствии повести требованиям сентиментализма (с опорой на запись, сделанную на предыдущих занятиях):

1) центральной категорией этого направления является чувство (в отличие от классицизма, где главным был разум).

2) идея сентиментализма – мирная, идиллическая жизнь на лоне природы. Пейзаж – идиллический.

3) резкое противопоставление деревни, как средоточия нравственной чистоты, естества – городу с его злом, суетой, условностями.

4) цель автора – заставить читателя сочувствовать героям, переживать вместе с ними.

5) основная тема – любовная.

6) основная идея – протест против испорченности аристократического общества.

· уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и в оценках;

· подчёркнутая субъективность подхода к миру;

· культ нравственной чистоты, неиспорченности;

· утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий.

8). Окончание урока. Учащиеся сдают свои записи, списки членов группы с оценками.

Если кто-то оформил все записи, сдаёт рабочую тетрадь.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за устные монологические высказывания.

Семья Лизы. Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи.

Семья Лизы кажется идеальной. Она живёт в достатке, в семье все искренне любят друг друга, все привязаны друг к другу настолько, что и два года спустя Лиза и её мать “проливают слёзы” о смерти отца и мужа. “Формула” благополучия семьи: трудолюбие, усердие, любовь к земле и трезвость.

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер». Проблема воспитания в повести. Образ Лизы. Приёмы его создания.

Центральное место в произведении занимает образ Лизы. Она любимая героиня. Автор наделяет её самыми привлекательными чертами характера, ненавязчиво давая понять, что всё это идёт от воспитания в семье, от примера родителей.

Как мать, Лиза добропорядочна и честна: она не берёт лишнего за свой труд, считая, что “лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. Как мать, она любит природу; сравнения, используемые для создания её образа, все взяты из мира природы.

Еще статьи:  Развод супругов по согласию

В ней высоко развито чувство дочернего долга. “Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла подле матери и не смела взглянуть на неё”…Лиза способна на глубокую, нежную, преданную, самоотверженную любовь. Именно так она относится к Эрасту.

Для создания образа любимой героини Карамзин использует прямую авторскую характеристику: Лиза у него “нежная”, “любезная”, “услужливая”, “робкая” (у неё и голос робкий), “прекрасная” – таковы эпитеты; используемые автором; сравнения тоже говорят в пользу героини.

Эпитет “несчастная” и его синоним “бедная” помогают в постижении смысла названия произведения.

Проблема воспитания в повести. Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков.

Образ Эраста Карамзин строит по схеме: внешний облик – поступок – прямая авторская характеристика (“заявка” на особенности характера и поведения) – последующие поступки – жизненные итоги. То есть по принципу: кажется – является в действительности. Другими словами, писатель как бы пропускает его через призму крестьянского сознания: “По одёжке встречают – по уму провожают”.

У самого автора к герою двойственное отношение: с одной стороны, внешняя привлекательность, изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям, стремление к идиллической жизни (“натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”) – с другой стороны, жестокость, безответственность в поведении, эгоизм. Причины – в его аристократическом воспитании: ведь, обладая “изрядным разумом” и “добрым от природы” сердцем, он был “слабым и ветреным” – уже издержки воспитания. Однажды он даже “решился – по крайней мере на время – оставить большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только брать, не привык отдавать, не умел и не хотел тратить свои душевные силы, да и желания его эгоистичны: он “думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах”. Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что сердце давно искало”. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до конца жизни своей несчастлив”.

Проблема любви в повести. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

Любовь в повести проходит через судьбы всех героев: Лизы, её родителей, Эраста. Автор “испытывает” своих героев любовью. Лиза и её родители испытание выдерживают (“и крестьянки любить умеют!”) – они однозначно симпатичны и автору, и читателю. А вот над оценкой любви аристократа Эраста Н.М. Карамзин заставляет подумать.

Любовь крестьянки-матери выдержала и испытание временем.

Любовь Лизы так же чиста и глубока. Это первое в её жизни чувство, любовь с первого взгляда. Любовь Лизы – образец силы чувства. Любовь делает её ещё привлекательнее: “На лице и во всех её движениях обнаружилась сердечная радость”. Любовь её жертвенна: “бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю всё, кроме – Эраста”. Мысли и чувства героини приходят в противоречие, она перестаёт понимать себя, не умеет выразить словами своё состояние, особенно после лишения невинности: “Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моём…” Лексические повторы, фигура умолчания помогают автору подчеркнуть состояние Лизы. Без любви она не мыслит дальнейшего существования своего и бросается в воду.

О любви Эраста, слабой, эгоистичной, непостоянной, сказано выше. Любовь между барином и крестьянкой большинству героев повести кажется невозможной. После того как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: “Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом…Мечта!”

Для Эраста встреча с Лизой – только одно из развлечений в его пресыщенной жизни, экзотическое приключение

Явственно виден разлад между намерениями Эраста и его привычками, поведением, тем более, дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на новизну ощущений, с прежними мерками (“помышлял о презрительном сладострастии”).

Проблема греха в повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”?

Непочтение к родителям. Здесь же – и нарушение заповеди: “Не лги!” – ведь неполная правда – та же ложь!

Самый же “главный” в повести грех – прелюбодеяние. Ни у кого не вызывает сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к Даме, поступает неосмотрительно: “мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались”.

После того как Лиза рассказала Эрасту, что её сватает сын богатого крестьянина, в горе, в отчаянии она бросается “в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности!” Используя приём единоначатия, Карамзин рисует, как молодыми людьми овладевает “заблуждение”.

Ведь Лиза принесла себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!

Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.

Автор даёт молодым людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.

Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским заповедям.

Особенности композиции. Роль пейзажей в тексте. Как связаны образы монахов, нарисованные в начале повести, с концовкой произведения?

Еще статьи:  Нежные поцелуи в губы

Композиция повести помогает понять замысел автора и смысл названия повести. Человек всегда должен помнить о своём назначении, чтобы прожить жизнь с пользой для отечества, прожить жизнь праведную. Не случайно в начале произведения – панорама Москвы “с мрачными готическими башнями Симонова монастыря”, с “ужасными громадами домов и церквей”, “великолепная картина” “бесчисленных златых куполов”, “крестов, к небу возносящихся”, тучных лугов, светлой реки… Всё это – часть родины, Российской империи. И Данилов монастырь, и Воробьёвы горы, и село Коломенское. Природа помогает также “обновить в памяти историю нашего отечества”.

А ещё в начале повести другая картина – уже безрадостная: картина опустевшего монастыря с напоминанием о его обитателях, для которых “все удовольствия исчезли, … все чувства умерли, кроме чувства болезни и слабости”. “Унылый звон колокола возвещает безвременную смерть…” И это тоже картина-предупреждение.

Концовка повести является продолжением и следствием увиденного в начале: безымянная могила у пруда под мрачным дубом – “вместилище Лизиного праха” – картина упокоения.

Пейзажи в самой повести идиллические, яркие, сочные, полные жизни. Природа – место жизни героев повести, они с ней непосредственно связаны, она их радует, они ею наслаждаются, состояние героев соответствует состоянию природы. Природа участвует в жизни героев, даёт оценки их поступкам. Вся история любви героев нарисована на лоне природы.

Образ автора в произведении. Воплощение в повести замысла писателя.

Автор представляется нам в произведении как патриот, как человек глубоко нравственный и ратующий за чистоту отношений между людьми, чистоту помыслов. Он человек верующий, христианин – чувствуется его уважение к библейским нормам морали. Это гуманист: он противопоставляет испорченности аристократов, их паразитизму – трудолюбие, чистоту, честность крестьян.

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её.

Автор не равнодушный бытописатель, всему происходящему он даёт свои оценки. Нам они кажутся справедливыми, мы соглашаемся с ним, он объективен.

Аналитическая работа с текстом повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. Проблема взаимоотношений в семье в повести.

На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был довольно зажиточный поселянин? Как бы вы определили формулу благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести.

Как нарисован образ Лизы? Каков характер героини? Почему Лиза именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести

Как представлен образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

4 . Проблема любви в повести

Отличается ли любовь, которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?

Как ведут себя герои по отношению друг к другу?

Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). Примирились ли теперь Эраст и Лиза?

5. Проблема греха в повести

Как решается эта проблема в повести? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём автор видит истоки греховности? Что нужно помнить, бы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

6. Композиция произведения

Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

Каким представляется нам образ автора в произведении?

Как он оценивает поступки, характеры своих героев?

Как воспринимает происходящее, случившееся?

Какие идеи он хочет утвердить в произведении?

Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

Повесть «Бедная Лиза» является одним из шедевров русской сентиментальной литературы. Сентиментализм в литературном творчестве характеризовался особым акцентом на чувственности. Поэтому главенствующее место в своей повести автор отдает чувствам и переживаниям героев.

Проблематика произведения строится на противопоставлении. Автор поднимает перед читателем сразу несколько вопросов. На первый план выходит проблема социального неравенства. Герои не могут быть счастливы не только по нравственным причинам, но по социальным условиям действительности тех времен.

Герои, происходящие из разных сословий, отличаются и условиями жизни, и характером. Лиза – честная и верная, Эраст ветреный и слабый. Лиза работает не покладая рук, чтобы прокормить больную мать, а Эраст – избалованный и скучающий дворянин. Лиза сразу понимает, что ей не суждено быть женой Эраста. «Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами. ». Однако полюбив, Лиза уже не может забыть молодого человека. Её чувства глубоки и постоянны. Эраст же, пресытившись молодой крестьянкой, отдаляется от неё.

Ещё в начале произведения автор говорит, что Эраст «довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Эраст не намерен был обманывать Лизу, он хотел быть счастливым и ему казалось, что это счастье может дать такая простая и чистая девушка как она. Однако он не готов преодолевать трудности и думает только о собственных удовольствиях.

В повести также поднимается вопрос города и деревни. Лиза неразрывно связана с деревней, а также чистотой и естественностью природы. В образе Эраста явно прослеживается связь с городом. Лиза – дитя природы, попадая в город, оказывается беззащитна и неопытна. Она погибает, так как не может жить после предательства Эраста. И даже любовь к матери не способна удержать её от гибели.

Повесть « Бедная Лиза» одна из первых в русской литературе открыла перед нами мир глубоких чувств и переживаний, способных затмить разум и доводы рассудка. Автор создал образ честной, чистой и прекрасной девушки, смог передать тонкий психологизм и переживания хрупкого девичьего сердца.

Еще статьи:  Как правильно пишется не замужем или не замужем

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

1. Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к произведению сентиментализма? Докажите.

Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

Номер материала: ДБ-059076

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

ему: Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения произведения

1) анализ произведения в единстве содержания и формы (раскрытие замысла автора и его воплощение, проблематики и идейного содержания произведения; анализ системы образов, композиции; оценка языка, жанрового своеобразия);

2)оценить значение произведения;

3)сделать выводы о соответствии повести требованиям сентиментализма;

Развивающие: развитие навыков устной монологической речи, навыков записей прослушанного; развитие логического мышления;

Воспитывающая: формирование нравственно-этических качеств личности.

  • расстановка парт для организации 7 рабочих мест групп;
  • оформление доски: дата, тема, программа наблюдения для анализа текста, образец таблицы, которую будут заполнять учащиеся;
  • тексты повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза” у каждого ученика;
  • 7 карточек с заданиями группам.

Формы организации работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Запись на доске:

  1. Семья Лизы. Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи.
  2. Проблема воспитания в повести. Образ Лизы. Приёмы его создания.
  3. Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку пожнёшь характер. Проблема воспитания в повести. Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков.
  4. Проблема любви в повести. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?
  5. Проблема греха в повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”?
  6. Особенности композиции. Роль пейзажей в тексте. Как связаны образы монахов, нарисованные в начале повести, с концовкой произведения?
  7. Образ автора в произведении. Воплощение в повести замысла писателя.

Задания группам (раздаточный материал):

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

4. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). “Примирились ли теперь” Эраст и Лиза?

5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности? Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть “чистым”? Ваша версия смысла названия повести?

6. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

7. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

№ Программа наблюденийНаблюдения, выводы

1. Сообщение темы, целей урока. Постановка задач перед учащимися.

2. Задание на дом: закончить записи в тетрадях.

Еще статьи:  Раздел долга между супругами

3. Работа в группах (7 групп). Выполнение заданий.

4. Отчёты групп о выполнении заданий. По ходу выступлений представителей групп учащиеся делают попутные записи в тетрадях. Если ответ окажется неполным, любой ученик (даже из другой группы), имеет право на дополнение. Первоочередное право принадлежит членам “своей” группы.

5. Формулирование одним из учащихся (по желанию) выводов о соответствии повести требованиям сентиментализма (с опорой на запись, сделанную на предыдущих занятиях):

1) центральной категорией этого направления является чувство (в отличие от классицизма, где главным был разум).

2) идея сентиментализма мирная, идиллическая жизнь на лоне природы. Пейзаж идиллический.

3) резкое противопоставление деревни, как средоточия нравственной чистоты, естества городу с его злом, суетой, условностями.

4) цель автора заставить читателя сочувствовать героям, переживать вместе с ними.

5) основная тема любовная.

6) основная идея протест против испорченности аристократического общества.

  • уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и в оценках;
  • подчёркнутая субъективность подхода к миру;
  • культ чувства;
  • культ природы;
  • культ нравственной чистоты, неиспорченности;
  • утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий.

8). Окончание урока. Учащиеся сдают свои записи, списки членов группы с оценками.

Если кто-то оформил все записи, сдаёт рабочую тетрадь.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за устные монологические высказывания.

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картинаМосквы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

2. Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к произведению сентиментализма? Докажите.

3. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1. Почему повесть называется «Бедная Лиза»? Какой смысл автор вкладывает в эпитет «бедная»?

2. Какова роль описания природы в начале повести? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?

3. Опишите характер Лизы. Что вам показалось особенным в её поведении, характере?

4. Опишите характер Эраста. Почему для своего героя автор выбирает иностранное имя?

5. Почему все свидания Лизы и Эраста происходят на фоне природы?

6. Почему Лиза, так любя природу, цветы, солнце, добровольно уходит из жизни?

7. Как сложилась жизнь близких Лизы: матери, Эраста. Любила ли Лиза Эраста?

8. Сделайте вывод: почему повесть Карамзина называют сентиментальной? Как сам писатель относится к Лизе?

9. Рассмотрите внимательно картину О.Кипренского «Бедная Лиза». Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.

10. Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести?

11. Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?

12. Что означает слово «бедная» в названии произведения?

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Урок литературы, 9 класс

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
«Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Цели и задачи урока:
1. обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;
2. воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;
3. развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои
личные примеры.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».
Только влюблённый имеет
право на звание человека.
Александр Блок.

Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.
1 группа
Проблема взаимоотношений в семье.

1. На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
2. Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?
Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи
Отметить группу, у которой будет самая точная формула.
Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья
2 группа

Проблема воспитания в повести.

1. Как нарисован в произведении образ Лизы?
2. Каков характер героини? Почему она именно такая?
3. Ваша версия смысла названия произведения.
Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.
Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.
Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»
Что выражено в глазах героини? (тоска)
Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?
(красный цветок- символ любви)
Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).

3 группа
Проблема воспитания в повести.
1. Как представлен в произведении образ Эраста?
2. Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
Послушаем монолог Эраста.
4 группа

Еще статьи:  Заявление о распределении имущественного налогового вычета между супругами

Проблема любви в повести.
1. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?
2. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?
3. Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
4. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

4. Итог.
– Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
– Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Домашнее задание.
1. творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
2. Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина

Просмотр содержимого документа
«Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя. »

Урок литературы, 9 класс

Матвеева Н. А., учитель русского языка и литературы 1 категории

Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

«Бедная Лиза» глазами современного читателя.

Цели и задачи урока:

обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза;

воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе;

развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н. М. Карамзина, иллюстрация О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Только влюблённый имеет

право на звание человека.

Назовите полную дату рождения Н. М. Карамзина (1 декабря 1766 г.)

Что преобразовал Н. М. Карамзин? (русский язык)

В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)

Какое образование получил Карамзин в 14 лет? (гуманитарное)

В каком русском полку служил Н. М. Карамзин? (Преображенском)

Сколько лет было Карамзину, когда он создал повесть «Бедная Лиза»? (26)

С каким литературным течением связано творчество Карамзина? (сентиментализм)

Что находится в центре внимания сентименталистов? (человек и его чувства)

Перечислите жанры сентиментализма. (психологический роман, дневник, исповедь).

Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений. (вызвать сострадание)

Обменяться тетрадями. Взаимопроверка. Оценка выставляется по количеству ответов.

3. Слово учителя

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Итак, мы снова обращаемся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов.

Деление детей на группы. Раздать задания. Записываем проблемы повести по ходу обсуждения.

Проблема взаимоотношений в семье.

На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?

Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин?

Дополнительное задание всем группам: составить «формулу» благополучной семьи

Отметить группу, у которой будет самая точная формула.

Моя формула: труд + взаимоуважение + доверие + любовь = благополучная семья

Проблема воспитания в повести.

Как нарисован в произведении образ Лизы?

Каков характер героини? Почему она именно такая?

Ваша версия смысла названия произведения.

Проверка дом. задания. Должны были составить монолог от лица Лизы и Эраста.

Послушаем монолог Лизы. Записать черты характера Лизы.

Просмотр иллюстрации О. А. Кипренского «Бедная Лиза» «В гостях у художника»

Что выражено в глазах героини? (тоска)

Почему автор изобразил цветок в руке? Обратите внимание на цвет, что символизирует цвет?

(красный цветок- символ любви)

Какие черты характера запечатлел художник? (кротость, нежность, преданность, скромность).

Проблема воспитания в повести.

Как представлен в произведении образ Эраста?

Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Проблема любви в повести.

Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”?

Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе?

Как ведут себя герои по отношению друг к другу?

Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора).

– Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?

– Может быть, и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш стремительный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

творческое задание: написать письмо Лизе, в котором нужно выразить свое отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?

Подготовиться к контрольной работе по теме: творчество Мольера, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина.

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here