История семейно брачных отношений

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "история семейно брачных отношений" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Рассмотрим взаимоотношения между такими понятиями как «семья» и «брак». Иногда они взаимозаменяемые, но существуют и различия. Во-первых, брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья развивается вместе с развитием общества, под влиянием социально-экономических условий, т.о. семья является продуктом исторического развития и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племен, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономическому развитию общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, так как еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу-запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком, как социально-регулируемым отношением между полами. (Табу были везде. Племена ведда в Цейлон – нельзя женится на старшей сестре, на младшей, на дочери – можно).

К групповому браку относят полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество), когда женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев. Джорж Мэрдок –1949г провел исследовал и выяснил, что в 145 обществах существует полигиния; в 40 – моногамия (брак между 1 мужчиной и 1 женщиной); в 2 – полиандрия.

Почему в одних обществах существует одна форма брака, а в других – другая? Многие ученые подчеркивают роль экономических факторов. Например, распространение полигинии среди оленеводов – чукчей в Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо отдельно и для каждого стада нужен один пастух, а ему нужно несколько помощниц – женщин. В Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе, она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Но и другие факторы играют заметную роль – например, социальные (Войны в Средней Азии, жители племен тодасов в Индии).

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки стали вытесняться парными браками. Моногамия привела к концу матриархата. Мужчина захотел передавать по наследству своим детям свою собственность. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако нарушение верности остается правом мужчины, в то же время от женщин требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем мужчина постепенно становится кормильцем детей, т.н. отцом и возникает экономическая ячейка, т.о. меняется характер брака: его целью, наряду с регулированием половых отношений, становится также создание семьи, содержание и воспитание детей.

Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал исходной общественной ячейкой: государство возникает в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проекте «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества, он предлагал введение общности жен, детей и имущества.

В древней Руси слово «брак» неразрывно связано с церковью, христианством. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Государство почти не вмешивалось во внутренний распорядок жизни семьи. Но предоставляя семье полную самостоятельность, государство все же оберегает ее прочность. Посягательства на разрыв супружеских связей всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, а католичество до сих пор не допускает никакого развода: «Что бог соединил, того человек да не разлучит». В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети – в распоряжение родителей. Например, согласно Уложению 1649 года в России убийство сына или дочери каралось лишь 1 годом тюремного заключения. В то же время дети не имели права жаловаться на родителей ни при каких обстоятельствах, общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестоко карало детей, которые не почитали родителей (родительское проклятие).

12 век. «Поучение Владимира Мономаха» «Жен своих любите, но власти им над собой не давайте».

16 век. «Домострой». «Да убоится жена мужа своего». Жену можно было побить ремнем, но потом обязательно пожалеть. Но тут же говорится и об обязанностях мужчины – содержать семья, кормить жену и детей, защищать их.

Патриархальная семья на Руси обычно состояла из нескольких поколений. Во главе стоял старший мужчина, после смерти отца – старший сын. Все слушались беспрекословно. Жениться – только по воле родителей. В семье уважался в основном мужчина – женщине – роль подчиненной.

Особенности взаимоотношений и воспитания детей нашли свое отражение в пословицах и поговорках:

«С детьми горе, а без них – вдвое»

«У кого детки, у того и бедки»

«Детушек воспитать – не курочек перещипать»

«Детки подросли – батьку растрясли»

«Корми сына до поры; придет время – сын тебя прокормит»

Еще статьи:  Муж ревнует без повода

«Любимого сына жезлом. Дал бог сыночка, дал и дубочка».

«Не наказанный сын – бесчестие отцу»

«От плохой жены состаришься, от хорошей – помолодеешь».

«Бил жену денечек, сам плакал годочек».

«Без алки нет ученья»

«Много учен, да недосечен»

«Не побивши не выучишь»

«Сытое брюхо к ученью глухо»

«Наука не пиво – в рот не вольешь»

«Русский человек любит авось, небось, да как-нибудь».

«Что русскому здорово, то немцу смерть».

«Отцов много, а мать одна».

« У кого детей много, тот не забыт от бога».

«У кого детей нет тот во грехе живет».

«Живы родители – почитай, померли – поминай».

1. Понятие семьи, брака. История развития брачно-семейных отношений.

Семья малая социально-психологическая группа, которая связана брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности.

Промискуитет (семейных групп нет, нет ограничений на половые отношения между родственниками).

Групповой брак на принципе эндогамии (запрет на беспорядочные половые отношения – между родственниками разных поколений).

Групповой брак на принципе экзогамии (запрет на половые отношения внутри одного рода; союз 2-х родов).

А). полигиния (многожёнство)

Б). полиандрия (многомужество)

5. Моногамия (брачный союз между 1 мужчиной и 1 женщиной).

появление частной собственности.

стремление её защитить.

появление понятия «своё».

желание передать своё имущество своему ребенку.

Переходная модель семьи возникает на 4 этапе, а в полном объеме семья возникает на 5 этапе (моногамия).

1. Одиночество (никогда не состоявшие в браке).

2. Незарегистрированное сожительство.

3. Сознательно бездетный брак.

4. Открытый брак (узаконивается право на измену).

5. Свингерство (обмен брачными партнёрами).

6. Гомосексуальные пары, однополый брак.

7. Групповой брак, коллективная семья (коммуна, «шведская семья»).

8. Виргинальный (платонический) брак (муж и жена в нем не живут половой жизнью).

9. Гостевой (экстерриториальный) брак (Отношения официально зарегистрированы, но проживание отдельно. Время от времени встречаются, но совместного хозяйства не ведут).

10. Рациональный брак (Брак по расчету).

3. Типы семей, современные тенденции в развитии семьи.

А). По числу детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные.

Б). Возрастная структура: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные.

В). Наличие родителей: полная, неполная.

Г).наличие-отсутствие брачных отношений: фактический брак (зарегистрированный), незарегистрированное сожительство (гражданский брак), повторный брак, конкубинат (внебрачная семья).

Д). степень родства членов семьи: семьи с родными детьми, с усыновленными, опекунские семьи, с приёмными детьми, смешанные семьи.

Е). стаж семейной жизни: совсем молодые (0-4г.), молодые (5-9), средние (10-19), пожилые (более 20 лет).

Ж). тип главенства: эталитарные (двухглавые), авторитарные.

З). характер взаимоотношений между членами семьи: благополучная, неблагополучная.

И). Неполные семьи по способу образования: осиротевшая, внебрачная, разведенная (распадающаяся), распавшаяся семья.

Изменения в процессе выбора брачного партнера. Во 2 пол. 19 века появилось предбрачное общение, 2 пол. 20 века – можно знакомиться где угодно. Увеличилась доля индивидуальной свободы и индивидуальных предпочтений в выборе брачного партнера и при заключении брака.

Проблемы: сохранилось родительское программирование, увеличился рост взаимных претензий мужчин и женщин друг к другу, изменение отношения к браку и сексуальному поведению.

Сексуальные отношения стали возможны как до брака, так и после. Брак перестал рассматриваться как единственный возможный способ проживания партнеров.

Изменение системы ценностей в области полоролевого поведения: ослабление нормативного императива, распространение добрачного сожительства.

Проблемы: выработка собственных критериев сексуального поведения, нарушается в детстве формирование полоролевой типизации.

2). Период семейной жизни.

Изменение численного состава семьи, расширение мужской родительской роли.

Этап детоцентризма: детоцентрическая семья, супружеская семья.

Этап распада семьи: в 20 веке стал разрешен развод, за последние 20 лет их число увеличилось в 3-4 раза.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX века.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» – литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20–50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А.М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования–подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин – мужа, отца – была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха» – жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все – и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII–XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» – написано в «Домострое». Главные обязанности детей – абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

Еще статьи:  Поздравление с днем рождения супруга

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения – основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира – для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница – старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII–XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным – они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX–XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым – выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.

У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Люди находились под сильным влиянием шаманов.

Итак, семья возникла намного раньше религии, государства, наций, армии, образования, рынка, семья является одним из самых древних социальных институтов.

Эволюция брачно –семейных отношений в истории человеческого общества.

Эволюция брачно –семейных отношений в истории человеческого общества.

Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории общества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими.ей хозяйственными производственными отношениями. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отношений в истории человечества [Зацепин, 1991]:

  • промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;
  • эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;
  • экзогамия — социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно- историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.

В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи — моногамная (единобрачная: один муж — одна жена) и полигамная (один муж — несколько жен). Полигамия (многоженство) в настоящее время существует в ограниченном числе стран, в основном мусульманских, где религия регламентирует число жен в семье принципом — «иметь столько жен, сколько может прокормить муж». Истории известен и полиандрический (полиандрия — многомужество) тип семьи, «ядро» которой — женщина занимает более высокое положение, чем ее мужья.

Кризисные периоды в браке.

Специфика общения в семье.

Без сомнения, проблема общения занимает основное место в семейных отношениях, будь то отношения между мужчиной и женщиной, или между детьми и родителями. В этой статье вы узнаете об общении в семье с точки зрения психологии, основные особенности и стили общения в семье, характеристика типов семьи, альтруистический и корпоративный тип семьи, демократическая и авторитарная семья

Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинами разводов, глубоких обид или даже психологических травм. Психологи уже давно интересуются этим вопросом, ведь оно является таким важным для каждого человека. Исследуя вопрос общения в семье, психологи проследили определенные тенденции и определенные стили общения.

Факторы « риска» в браке.

В настоящее время во многих странах нестабильность брака стала существенной социальной проблемой.

В макроскопическом плане причины этого явления известны. Это научно-техническая революция и связанная с ней эмансипация женщин, экономическая самостоятельность практически всех взрослых людей, интенсивная миграция населения. Хорошо известно, что в настоящее время исчезла большая часть прежних экономических, религиозных и других факторов, обеспечивающих устойчивость брака и семьи. Кроме указанных условий каждый развод имеет собственные основания, главные и сопутствующие причины и мотивы.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном супружеском союзе. Психологические исследования мотивов разводов дают основание говорить об их довольно устойчивой иерархии. Согласно исследовательским данным С.В. Чуйко, в условиях большого города мотивы разводов можно расположить в следующем порядке

1) пьянство и алкоголизм или наркомания одного из супругов;

2) несходство характеров и отсутствие взаимопонимания;

3) измена или подозрение в измене;

5) появление другой семьи;

6) утрата чувства любви;

7) физическая несовместимость;

Еще статьи:  Губы в поцелуе

9) вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников;

10) болезнь одного из супругов;

11) фиктивное заключение брака;

12) безответственное отношение супругов к семье и семейным обязанностям;

13) вынужденная разлука супругов;

14) отсутствие детей или нежелание одного из супругов их иметь.

Часто используемые мотивы дают супругам возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). В то время как мотивы расторжения брака обычно лежат на поверхности и поэтому легко «озвучиваются» брачными партнерами, их причины чаще всего скрыты в глубинах сознания каждого из них, и даже самому себе они не всегда способны признаться в том, что избранник перестает удовлетворять их в психологическом плане.

17.

20.

Как уже отмечалось, семья это сложная система отношений. Эти отношения более глубокие и более разнообразные, чем любые другие отношения. Одной из составляющих отношений в семье являются отношения, характеризующиеся как конфликты. Это специфические отношения и они требуют более пристального внимания. «Пристальное внимание к проблемам супружества и семьи в настоящее время во всем мире обусловлено, прежде всего, высоким уровнем разводов» 12, с.17 Изучение конфликтов и поиск их решения, помогает снизить напряженность в супружестве, и является профилактикой разводов.

Определение конфликта

Конфликт и конфликтные отношения часто неверно понимаются. Под конфликтом чаще всего имеют в виду проявления гнева, возмущения и ссоры. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, что такое конфликт. Шуман С.Г. так определяет его: «Это столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов и потребностей» 34, с.8 Это определение подчеркивает, что когда супруги по-разному смотрят на какой-либо вопрос, возникает конфликт. Конфликт не подразумевает обострение отношений между мужем и женой. Похожее определение дает и О.А. Карабанова. «Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия» 16, с.98 Не каждый конфликт получит свое дальнейшее развитие. Но некоторые конфликты сразу вызывают очень бурную реакцию и потому трудно отделить одно от другого. Часто реакцию на конфликт так же называют конфликтом.

В принципе ни одна семья не может избежать конфликтов. Они неизбежно возникают в процессе взаимодействия двух и более личностей (не считая внутриличностных конфликтов). И сам конфликт не создает сложностей в супружеской жизни. Но перед каждой семьей стоит задача научиться разрешать возникшие конфликты. «В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание конфликта не снимает проблемы противоречий в семье, а только усугубляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи» 16, с.98

Пути решения конфликтов

Когда семейное общение выливается в соперничество, оно становится не дорогой к сближению, не источником радости, а способом «набрать очки» в нелепом соревновании друг с другом, которое часто кончается разводом» 11, с.54 Так что от положительного настроя зависит половина успеха в преодолении напряжения.

Прежде чем поговорить о стратегиях решения конфликтов, коснемся такого важного аспекта, как выбор средств, избираемых при решении вопросов. «В случае возникновения конфликта супруги, как правило, ищут средства, с помощью которых можно было бы его устранить. Выбранные средства приводят к тому, что конфликты либо устраняются, либо усиливаются (вплоть до распада семей), либо сохраняются в течение длительного времени, делая брак нестабильным. Если конфликты исчезли, супруги вправе считать, что нашли верные средства семейного взаимодействия…

Средства, выбираемые человеком для той или иной деятельности, должны оцениваться с нравственных позиций. Поэтому используемые супругами при взаимодействии средства могут рассматриваться как нравственные или безнравственные. Безнравственными являются средства, унижающие человеческое достоинство, разделяющие и разъединяющие людей, ослабляющие их семейные связи и ведущие к конфликтам и разводам» 34, с.45 Поэтому, когда супруги прибегают к взаимным упрекам и обвинениям, они загоняют себя в угол. Использование своих специфических преимуществ для оказания давления (экономические, сексуальные и т.п.) так же приводят к увеличению пропасти между супругами. Порой, желая побудить вторую сторону к решению проблемы, первая сторона угрожает уходом к родителям или разводом. Это так же не способствует лучшему решению ситуации. Но таким образом можно даже подтолкнуть свою семью к распаду. «Поэтому, выбирая средства общения с целью коррекции поведения супруга, необходимо соблюдать меру. Эту меру в выборе средств нетрудно почувствовать по тому, усиливается конфликт, ухудшаются отношения между супругами или же конфликт начал сглаживаться» 34, с.45-46

Херсонский Б.Г. [38, с.29] приводит различные пути снятия негативного напряжения, которые могут выбрать супруги:

1) Сублимация – энергию инстинктивного влечения человек направляет на какую-то общественную деятельность. Например, уставшая и раздраженная жена, приходя домой начинает стирать и отдает этому всю агрессию.

2) Изоляция или ограниченное поведение – чтобы снять эмоциональное напряжение человек, выключает себя от тех ситуаций где он мог бы пострадать.

3) Импульсивные, агрессивные действия – в семейной жизни это скандал. В скандале выплескиваются все негативные эмоции. После скандала, обычно через короткое время, супруги мирятся.

Сознательно и бессознательно люди пытаются решать свои проблемы различными путями. У кого-то это получается достаточно успешно, а у кого-то совсем наоборот. «Поведение участников конфликта весьма разнообразно. Дж. Г. Скотт выделяет следующие стратегии, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта: доминирование; уход, избегание; уступчивость; компромисс; сотрудничество» 16, с.102 Рассмотрим подробнее каждую из предложенных стратегий:

1. Доминирование, свойственно для тех, кто проявляет авторитаризм в семье, подавляя желания, интересы и чувства другого. Ориентация только на свои интересы. Такая стратегия приемлема лишь в самых критических ситуациях, когда нужно срочно предпринять шаги к спасению жизни или что-либо подобное (например во время пожара, когда нужно эвакуировать семью из помещения).

2. Уход, избегание характеризуется отказом от своих интересов и нежеланием идти навстречу своему партнеру. Уходя от решения проблем, люди только усугубляют положение, так как нерешенные проблемы возвращаются и накапливаются. Проблемы, которые мы игнорируем еще вернутся к нам, но в самых неблагоприятных обстоятельствах. Такой способ может считаться удачным в моменты эмоционального напряжения и то на какое-то время, а потом необходимо вернуться к решению конфликта.

3. Уступчивость, как отказ от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру. Иногда такой путь решения будет приемлемым. Ради достижения мира отказаться от своих притязаний. Но когда таким образом решается любой конфликт, это ведет «к хронической фрустрации одного из партнеров, несимметричности отношений, дисбалансу в распределении прав, ответственности, власти, к снижению устойчивости и стабильности функционирования семьи» 16, с.102

Еще статьи:  Может ли быть женатым свидетель

4. Компромисс между участниками конфликта достаточно неплохой способ достижение решения проблемы. Для него характерно стремление обоих найти взаимопонимание путем взаимных уступок.

5. Сотрудничество, похоже на компромисс, но характеризуется поиском решения максимально отвечающего интересам обоих партнеров. Сотрудничество «способствует личностному росту участников конфликтов, повышает общий уровень их коммуникативной компетентности, открывая принципиально новый способ взаимодействия в конфликтной ситуации» 16, с.103 В результате решения конфликта таким образом, отношения между супругами становятся еще более близкими и теплыми.

Типология конфликтов

«Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т.е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие группы семейных конфликтов, возникающих в результате:

· Стремления одного или обоих супругов реализовать в браке прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т.е. эгоизм);

· Сильно развитых материальных потребностей одного или обоих супругов;

· Неудовлетворенность в самоуважении;

· Наличие у одного или обоих супругов завышенной самооценки;

· Несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи;

· Неумения супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;

· Неумение супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание;

· Нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего

· Нежелание одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания;

· Разницы в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия» 34, с.9

Данная типология позволяет представить различные сферы семейной жизни, вызывающие противоречия.

Конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным.

«Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:

· Проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета интересов всех членов семьи;

· В результате укрепляются отношения между супругами, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты, снижает уровень конфликтности в семье в целом;

· После наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность» 16, с.99

Как отмечает Алешина Ю.Е.: «Признаками конструктивного конфликта является возникновение в результате конфликтного столкновения взаимоприемлемого решения и ощущения удовлетворенности» 3, с.61

Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

В результате изучения главы 5 студент должен:

знать

• исторические типы семьи;

• основные исторические виды брака;

• социальные функции семьи, факторы, влияющие на развитие и формирование семейно-брачных отношений;

• тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире;

уметь

• применять понятийный и категориальный аппарат социологии к анализу семейных проблем;

• рассматривать семейные проблемы в тесной связи с другими социальными явлениями;

• использовать полученные знания при планировании и организации семейной жизни;

владеть

• основными понятиями и категориями социологии семьи;

• социологическим пониманием семьи как социального института и малой группы;

• навыками социологического мышления при анализе проблем семьи и брака.

Семья для Аристотеля представляет собой первую естественную форму общения, “возникающую для удовлетворения повседневных надобностей” [1] . Потребность в создании семьи продиктована не законами разума, а природной необходимостью “оставить после себя другое подобное себе существо” [2] . Вступление супругов в брачные отношения оправдано двумя причинами естественного порядка: потребностью в деторождении и инстинктом самосохранения.

Семейно-брачные отношения у Аристотеля строятся по принципу “господство – подчинение”. Данная модель отношений выводится из природы самих людей. Выделяя властвующих мужчин и подвластных женщин, Аристотель приписывает им разные умственные и физические способности, в результате чего и возникает асимметрия в их отношениях.

Интересен взгляд Аристотеля и на эволюцию семейно-брачных отношений. Связывая их с уровнем развития общества, Аристотель выделяет два типа отношений, характерных для варварского и цивилизованного обществ. В варварском сообществе женщина отождествлялась с рабом, поскольку была лишена “элемента, предназначенного по природе к властвованию”. В цивилизованном обществе женщина получает формальное право голоса, что объясняется изменившимися социальными условиями при сохранении ее природной пассивности.

Другими словами, в основе семейной жизни и брачно-семейных отношений по Аристотелю лежат объективные естественные причины. Более того, сама семья рассматривается Аристотелем как естественная генетическая причина и, одновременно, как структурный элемент (ячейка) всей общественной системы. Семья, возникнув естественным путем, становится закономерной причиной появления как отдельных общин (селений), так и целого государства. Таким образом, Аристотель дает объективно-эволюционную трактовку семейно-брачных отношений.

Важно запомнить!

Учитывая большую роль Аристотеля в формировании западной философской традиции, следует подчеркнуть важность его патриархальной теории, описанной в трактате “Политика”. К тому же необходимо отметить и тот факт, что данная теория находила мощную идеологическую поддержку со стороны традиционных европейских государств, как в эпоху Средневековья, так и в Новое время, и потому была достаточно живучей. И хотя использовалась она преимущественно для объяснения происхождения государства, а также наполнялось различным религиозным и политическим содержанием [3] , и несмотря на меняющийся мировоззренческий контекст, в ней сохранялась основная идея. Это идея о том, что семейно-брачные отношения возникают пол влиянием естественных причин и становятся основой для развития более сложных форм социальных отношений.

С конца XVIII в. европейские ученые определяют брак как нравственноправовой институт. И. Кант указывал, что естественные отношения полов основываются на законах природы. А брак выступает правовой формой этих отношений и должен регулироваться законами разума, т.е. иметь договорное отношение, добровольное согласие мужчины и женщины. Обязательным условием этого договорного отношения является выполнение следующих правил:

– ненарушение прав супругов;

– верность друг другу;

Г. Фихте считал, что в качестве нравственной основы брака должна выступать любовь, должно соблюдаться равенство социальных прав мужчины и женщины, необходимо признание морального равенства полов.

Г. В. Ф. Гегель отвергал договорную концепцию, так как, по его мнению, целое (общество) существует раньше индивидуальных интересов. Поэтому брак – это общественная, а лишь после индивидуальная необходимость, ведущая к укреплению общества.

Невозможно обойти вниманием концепцию американского исследователя Л. Г. Моргана, с именем которого связано появление классических эволюционных представлений о семейно-брачных отношениях.

Открытия Моргана связаны с критикой патриархальной теории. Проведя собственные нолевые исследования, и рассылая по всему миру опросные листы, он собрал значительный этнографический материал и сделал важное эмпирическое обобщение, которое заключается в том, что современные отсталые племена имеют сходные способы семейной организации.

Рассматривая род как естественную форму существования первобытного коллектива, возникшую в результате регулирования отношений между полами, и опираясь на идею И. Я. Бахофена [4] о существовании материнского права, Морган разрабатывал эволюционную теорию семейнобрачных отношений.

Еще статьи:  Мы уходим в плаванье ища вторую половину

Данные отношения напрямую зависят от уровня развития общества. Разделяя человеческую историю на “этнические периоды”, обозначенные восходящими к античности понятиями “дикости”, “варварства” и “цивилизации”, Морган показывает, “как идея семьи развивалась, проходя ряд последовательных стадий”. Он выделяет пять различных форм семейных отношений, каждой из которых соответствует особый порядок брака.

1. Кровнородственная семья, основанная на групповом браке между братьями и сестрами. Здесь исключаются половые отношения по линии “родители – дети”.

2. Пуналуальная семья, основанная на групповом браке нескольких сестер с мужьями каждой из них и исключающая половое взаимодействие между братьями и сестрами.

3. Синдиасмическая семья, базирующаяся на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность такого брака зависела от доброй воли обеих сторон.

4. Патриархальная семья, которая строится на браке одного мужчины с несколькими женщинами. При этом такой тип семейно-брачных отношений связан с затворничеством жен.

5. Моногамная семья, основанная на пожизненном браке отдельной пары.

Данная теория оказала большое влияние на представления Ф. Энгельса о происхождении семьи и частной собственности [5] .

Важно запомнить!

Рассматривая историю семейно-брачных отношений как ряд последовательно сменяющих друг друга форм, Морган заключает, что современный индивидуальный брак является исторической категорией, а “семья представляет собой продукт социальной системы и отражает ее культуру”. При этом появление моногамной семьи он связывал с появлением частной собственности и определенным механизмом наследования имущества. Таким образом, в теории Моргана главными факторами, конституирующими семейно-брачные отношения, выступают объективные материальные причины, а их эволюция напрямую связана с процессом социально-экономического развития общества.

Опираясь на положение Моргана об эволюционном характере развития семейно-брачных отношений, Энгельс рассматривал данный вопрос с позиции материалистического понимания истории. Он показал зависимость семейно-родовых отношений от уровня развития производительных сил общества, содержания общественного труда и существовавших форм собственности.

Кровнородственные отношения, являясь изначально биологическими по своей природе, становятся объективной основой формирования и развития человеческой социальности. Поскольку родоплеменные общности зарождались на основе кровнородственных отношений, именно они и содержали в себе зачатки будущих социально-экономических отношений. В первобытном обществе родовые и семейные отношения совпадают с зарождающимися производственными. По мере развития последних начинают формироваться и семейные отношения. Объективной причиной этого выступает усложнение общественного труда. Благодаря такому усложнению, изначально биологические по своей природе, семейные отношения все больше наполняются социальным содержанием. Эти процессы неразрывно связаны с эволюцией форм собственности.

Энгельс выделяет несколько основных этапов в развитии семейно-брачных отношений. Первый, групповой брак выступает как “форма, при которой целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу” [6] . Эта форма исключает супружеские отношения только между предками и потомками.

Пуналуальная семья образуется “с запретом половых отношений между братьями и сестрами”. Благодаря этому образуется “род, т.е. круг кровных родственников по женской линии, которые не могут вступать между собой в брак”.

Парная семья возникает в период существования матриархата, “поскольку она еще не настолько сильна, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве”. При господстве подобных отношений создание парной семьи, по мнению Энгельса, имело своей целью сплотить людей для облегчения экономических трудностей.

Однако нестабильность парной семьи в эпоху матриархата сменяется более устойчивой и сплоченной патриархальной общиной, связующей основой которой становится коллективизм, утвердившийся в организации семейной жизни. Так семья становится одновременно и ячейкой воспроизводства жизни и институтом общественного производства.

И наконец, с распадом патриархальной общины связано появление моногамной семьи. Моногамия появляется не в качестве полового союза мужчины и женщины, характерного для парного брака, но возникает, как пишет Энгельс, в качестве “порабощения одного пола другим” [7] .

Важно запомнить!

Главными причинами появления моногамии становятся причины экономические. Это, прежде всего, победа частной собственности над собственностью коллективной и появление нового механизма наследования, заключающегося в передаче нажитого имущества от отца детям.

Разложение первобытно-общинного патриархального строя связано, прежде всего, с разделом пахотных земель. Таким образом, семья, обладающая индивидуальным домашним хозяйством, становится внутренне сплоченным и потому более устойчивым образованием. Теперь это уже не просто союз людей, основанный на кровнородственных и половых связях, но и экономическая ячейка. Именно этот тип семьи и стал основой цивилизованного общества.

Дальнейшую эволюцию семьи в классовом обществе рассматривал К. Маркс. Он считал, что в ходе исторического развития семья растрачивает свое экономическое значение. Причина этого – общественное разделение труда. Семья перестает быть основной хозяйственно-экономической единицей, но сохраняется как главная ячейка общества, ответственная за физическое и духовное воспроизводство человека.

Таким образом, марксизм предлагает целостную объективную концепцию семейно-брачных отношений. Рассматривая семью как порождение естественноисторического процесса, классики марксизма выделяют объективные факторы общественной жизни в качестве главных причин образования и утверждения семейно-брачных отношений.

Огромный вклад в развитие социологии семьи внесли такие европейские ученые, как Рилз и Ле Пле, изучавшие влияние различных социальных факторов (индустриализации, урбанизации, образования, религии и др.) на формы семейного уклада, структуру семьи, ее экономическое благополучие. Эти ученые рассматривали семью как социальный институт, малую социальную группу.

В настоящее время социология семьи изучает не только социальные проблемы, но и экономические, демографические, культурные, бытовые вопросы, влияющие на стабильность и развитие семьи.

  • [1]Аристотель. Политика // Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля: Сочинения. Харьков; М., 1999. С. 442.
  • [2] Там же.
  • [3] См. например: сочинение Р. Филмера “О патриархе” (XVII в.), работы народника Н. Михайловского (XIX в.) и др.
  • [4] Бахофен Иоганн Якоб // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 3.
  • [5]Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.: Политиздат, 1989.
  • [6] Там же. С. 37.
  • [7]Энгельс Ф. Указ. соч. С. 64.
Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 4.8 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here