Детям нельзя говорить нельзя

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "детям нельзя говорить нельзя" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Почему нельзя говорить ребенку “нельзя”? Какие опасности несет это слово для детской психики и как правильно ставить запреты?

Детям свойственно активно познавать мир, и в процессе своего развития, они зачастую слышат нарочитое «нельзя». Но имеет ли это слово влияние на детские поступки, и какие опасности оно несет?

В процессе познания окружающего мира, дети нередко сталкиваются с опасностями. Первая реакция родителей – слово «нельзя». Но почему мы говорим именно его?

Дело в том, что дети довольно активны и могут вступить в игру с опасными вещами. К примеру: игры с электричеством, стеклом, водой. Строгое «нельзя» служит некой подушкой безопасности и защитой ребенка от жесткого внешнего мира.

Однако если приглядеться к проблеме ближе, то можно отметить, что экстренные случаи, не являются основным источником злосчастного «нельзя». Порой, родители употребляют его в ситуациях, когда легко можно заменить слово, на доброжелательный разговор. Например, ребенок гладит бездомную кошку, раскрашивает гуашью рабочую тетрадь, берет конкретную игрушку, а родители в это время издают грубое «нельзя», опираясь на собственные убеждения и планы.

Так чем же опасно слово «нельзя» в воспитании ребенка? Неужели оно не так безобидно? Последствия регулярного использования в своей речи слова «нельзя»:

· Отсутствие интереса к миру

Активный малыш, который постоянно находится в поисках следующего интересного объекта для изучения, развивает многие психические процессы: память, внимание, мышление, а также, у ребенка формируется интерес к миру, мотивация к обучению. Что происходит, если каждая попытка крохи познать то или иное явление, сопровождается нарочитым «нельзя»? Интерес к миру постепенно пропадает, мотивация изучать – уходит. Зачастую дети, воспитанные словом «нельзя», испытывают трудности в школе и на развивающих занятиях. Они неохотно посещают школу, кружки и секции, а также, им трудно даются различные науки. Такого ребенка сложно удивить, у него отмечается ограниченный кругозор и постоянное чувство скуки.

· Заниженная самооценка, страх перед обществом и осуждением

Сказанное ребенку слово «нельзя», зачастую не подразумевает последующего «потому что», то есть дети с подобным воспитанием, воспринимают запрет суровым словом, как осуждение и предупреждение – «ты не сможешь преодолеть эту опасность». Такие дети вырастают в людей с сильно заниженной самооценкой. На уроках ребенок, который постоянно слышал в раннем детстве «нельзя», будет бояться отвечать перед всем классом, стесняться своих вкусов в одежде, музыке, кинематографе, бояться иметь своё мнение и высказывать его публично.

· Подавление эмоций

Дети, которым постоянно говорят «нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя плакать» и ставят много других запретов на право избавления от негативных эмоций, очень часто, будучи взрослыми людьми, испытывают проблемы с долгими, невысказанными обидами, неспособностью делиться переживаниями и высказываться даже самому себе. Естественно, все это отрицательно отражается на психике. Постоянная неуверенность в себе, чувство страха и тревоги, могут искалечить ребенку жизнь.

· Действия наоборот

Многие замечали, что слово «нельзя» – не находит отклика в душе ребенка. Дети равнодушны к запрету словом или вовсе сделают наоборот, если «нельзя» адресуется только им. То есть, если ребенку ставится запрет на конфеты, однако, вся семья их ест, то, скорее всего, малыш продемонстрирует свой протест обратным эффектом. «Нельзя» уже не будет иметь своей силы, так как ребенок не видит перед собой примера «как надо» и найдет тысячи способов, как добраться до «запретного плода».

Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос безынициативным, неспособным к достижениям и успехам человеком. Чтобы самооценка малыша в будущем была в норме, необходимо пересмотреть свои взгляды на такое частое и неприятное слово «нельзя» в воспитании ребенка.

Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.

Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?

· Создайте безопасную предметно-развивающую среду

Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).

· Создайте доступное и комфортное пространство для творчества

Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?

· Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами

Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.

· Презентация запрета

Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.

Еще статьи:  Как вернуть бывшего парня советы от парней

· Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию

Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.

· Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно

Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин».

· Позвольте ребенку совершать ошибки

Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.

· Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения

Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.

· Не реагируйте на провокации

Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.

Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?

Ваш кроха растет. Его шаловливые ручки уже могут «наводить порядок» в самых неподходящих для этого местах. Для родителей это лишнее беспокойство, ведь кроха может не только испортить вещи, но и подвергнуть себя определенной опасности.

Начиная с годовалого возраста уже нужно приучать малыша к словам «нельзя» , «нет» . Вот только делать это нужно правильно, чтобы не вызвать у ребенка излишней агрессии и желания сделать наоборот.

Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.

Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.

Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.

Самая распространенная ошибка родителей – слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.

Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.

Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно. В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.

Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя – если мама гладит вещи.

Любой ваш запрет должен обязательно сопровождаться объяснением причины. Детка должна уяснить, что действие на самом деле опасно, оно не является вашей прихотью.

Объясняя, используйте те слова, значение которых ребенок уже знает. Говорите на понятном ему языке. Кроме слов, важно также физическое восприятие каждого «нельзя». К примеру, можно дать малышу дотронуться до горячего чайника на плите, но тогда, когда степень его нагрева уже не будет угрожать ожогами нежной коже ребенка.

Наш русский язык недаром называют великим и могучим, а вы должны использовать это по полной программе. К любому «нельзя» постарайтесь подобрать свое «можно» и использовать его почаще. Например, нельзя трогать сковороду на плите, но можно взять половник со стола. Такие «можно» отвлекают ребенка от запретных вещей, одновременно не мешая ему развиваться и познавать мир.

Уже в этом возрасте у малыша должны быть свои вещи, аналогичные предметам взрослых. Тогда вам не придется запрещать что-либо, достаточно будет объяснить, какой молоток папин, а какой – Колин. Интерес к вашим вещам у крохи пропадет, да и важности прибавится.

Читаем по теме:

Еще статьи:  Басков расстался с софией

Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня стало вдруг доступным. Малыш может решить, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.

Такого же подхода должны придерживаться остальные члены семьи. Зачастую ведь случается, что у бабушки или папы можно то, чего мама не разрешает. А это негативно отражается на авторитете мамы. Вполне возможно, что в дальнейшем ребенок перестанет слышать ее «нельзя» и будет просить то же самое у других взрослых. Все запреты должны быть едиными, отменять их не стоит даже в случае слез и истерик.

В то же время можно проявлять некоторую гибкость. Можно разрешить ребенку немного больше, если он, например, болеет. Но в этом случае вы должны объяснить, что разрешение распространяется только на период болезни.

Случается, что родители сами провоцируют детей на те или иные поступки. Например, ребенку неоднократно запрещали трогать папины бумаги, но как можно избежать искушения, если они постоянно лежат на столе и даже не убраны в ящик? Таких ситуаций масса.

Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше – под замком. То же самое касается любых ценных и хрупких вещей. Не искушайте малыша без надобности.

Отдельно хочется напомнить о правилах безопасности ребенка в доме. Оградите кроху от любых колющих и режущих предметов, острых углов, закройте доступ к розеткам, стеклам и зеркалам.

  • В первую очередь следите за своей интонацией. Оставьте в стороне все крики и ругань, говорите спокойным тоном. Так малыш научится воспринимать сказанное, а не бояться вашего разгневанного вида. Но в то же время нужно показать крохе свое недовольство и обиду, чтобы он со временем начинал понимать, в каких случаях вы расстроены его поведением. И про угрозы тоже желательно забыть, если не хотите вместо уважения воспитать в ребенке страх. Читаем статью по теме: что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка?;
  • Уважайте кроху как личность. При любых конфликтах не употребляйте оскорбительные слова. Этим вы только понизите самооценку ребенка и вряд ли будете выглядеть в его глазах авторитетной личностью;
  • Сохраняйте благоразумие. Вспомните свои желания в детском возрасте. Чего вам хотелось больше всего? Может, есть возможность разрешить это своему ребенку, но с соблюдением мер предосторожности?;
  • По мере взросления все запреты должны корректироваться в соответствии с возрастом вашего чада. Ребенок растет, с каждым годом его способности развиваются и совершенствуются. Разрешите ему включать свет, помогать вам на кухне или орудовать ножницами над ненужной газетой, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности;
  • И самое главное – личный пример. Не требуйте от ребенка того, чего не можете делать сами. Отсутствие сквернословия, пунктуальность, уважение к старшим и многое другое можно воспитать только на примере личного положительного качества.

Постарайтесь, чтобы список запретов всегда был минимальным. Произносите слова «нельзя» и «нет» в крайне опасных ситуациях, а в другое время заменяйте их альтернативными «можно». Со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.

Читаем по теме психологии и воспитания:

  • Воспитание ребенка до года:советы родителям, игры и игрушки;
  • Как реагировать и бороться с капризами ребенка — http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-reagirovat-i-borotsya-s-kaprizami-rebenka.html;
  • 25 советовкак воспитать ребенка в любви и спокойствии;
  • 10 советовкак перестать кричать на своих детей;
  • Особенности психологии воспитания детей до года.

Забота о детях заключается не только в обеспечении их физического и материального благополучия, но и в моральном воспитании. Стараясь оградить ребенка от опасности, привить ему правила поведения, родители ставят перед ним определенные табу и запреты. Но не всегда такое воспитание приносит плоды. Почему нельзя говорить нельзя? Зачастую метод запрета вызывает противоположную реакцию у ребенка.

Профессиональные психологи утверждают, что ребенок вообще не должен слышать слово «нельзя», особенно в раннем детстве. Запрет откладывается в голове у ребенка на подсознательном уровне и в более взрослом возрасте может найти выход в виде скандального поведения или неуважительного отношения к родителям.

Постоянное одергивание малыша не только эмоционально отделяет его от родителей, но и занижает самооценку, мешает познавать мир. Если не объяснить ребенку причину запрета, он самостоятельно сделает неутешительные выводы:

  • я плохой, я поступаю нехорошо и т. д. – такие мысли формируют заниженную самооценку;
  • они плохие, злые – подобные мыслеформы вырабатывают обиду и агрессию.

Запреты могут подавить в ребенке творческие способности, тягу к познанию, а развить лень и апатию. В особо тяжелых случаях постоянные окрики ведут к нарушениям психики (заиканию, пугливости, ночным кошмарам).

Безусловно, ребенок должен понимать значение слова «нельзя», но при частом его произношении происходит привыкание, и ребенок перестает воспринимать его как запрет. Поэтому его лучше использовать в исключительных случаях, когда здоровье малыша находится в опасности.

Дети постигают окружающий мир методом проб и ошибок. Поэтому нужно дать возможность малышу познакомиться с опасным предметом самостоятельно, но под присмотром взрослых. Например, уколов пальчик иголкой или ножницами, ребенок осознает, что эти предметы лучше не трогать. Позвольте прикоснуться малышу к горячей чашке или духовке. Такая наука действеннее всяких запретов.

Чтобы не приходилось лишний раз ругать ребенка, позаботьтесь о безопасном месте для игр. Очистите его от всех травмоопасных предметов.

Еще статьи:  Утром разбужу тебя поцелуем

Еще один способ отвлечь малыша от опасного предмета или неблаговидного поведения – привлечь его внимание к более интересному занятию или игрушке.

Не нужно запрещать ребенку делать то, что совершаете сами. Например, он не поймет, почему ему чипсы есть вредно, а родителям нет. Дети никогда не научатся прибирать свои вещи и игрушки, если в доме царит беспорядок. Малыши во всем стараются копировать своих родителей. Поэтому лучшим методом воспитания является личный пример.

В разговоре с ребенком нужно как можно меньше употреблять слово «нельзя» и приставку «не» и следить за своей речью с самого рождения малыша. Всегда можно найти им замену в зависимости от ситуации. Причину каждого запрета нужно объяснять максимально доходчиво.

Прежде чем что-то запрещать ребенку, родители должны знать, что от их воспитания зависит то, насколько успешным, уверенным в себе и воспитанным человеком он вырастет.

Экология жизни: Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя

Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя. Капризничающие дети часто слышат от своих родителей фразы наподобие: «Будешь продолжать так себя вести, я уйду!».

Угроза «остаться одному» действует на ребенка подобно приговору и буквально означает для него то, что он лишен теперь родительской поддержки и любви, он нелюбим, и маме теперь все равно, что с ним будет.

Вот почему нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться необдуманными фразами.

«Не пей холодную воду, а то горло заболит».

Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.

«Не балуйся с едой.»

Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.

«Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь.»

Что значит сломаешь? Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: «вот вырастишь — узнаешь», «вырастешь — поймешь как трудно живется/зарабатывается и т.д.» А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.

«Хватит дурачиться/баловаться/беситься»

Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание «побыть клоуном» будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.

«Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!»

Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.

«Хватит реветь! Успокойся!»

Это всё равно что сказать: «Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя». Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.

«Упадешь, ударишься, больно будет».

Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова — это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.

«Я тебя не люблю» — самая страшная фраза, которую может услышать от вас ваш ребенок. Это всегда травма для малыша, ведь такие слова убеждают малыша в том, что «он плохой» и «больше не нужен». Никогда так не говорите, а всегда подчеркивайте, что вы любите своего малыша даже тогда, когда он плохо себя ведет и капризничает.

«Да, кому ты нужен!» — фраза, часто используемая родителями якобы для того, чтобы избавить ребенка от не имеющих под собой оснований детских страхов, в ответ на жалобную просьбу о защите: «Мама, меня хочет съесть страшное чудовище». Услышав такую фразу, ребенок может подумать, что, кроме вас, он не нужен вообще никому, и вы делаете большое одолжение, что живете с ним. Такой вывод может привести к заниженной самооценке, необщительности, комплексам и страхом перед общением. Поэтому помогая ребенку избавиться от детских страхов, скажите ему, что он для вас слишком дорог, чтобы вы позволили какому-либо чудовищу даже близко подойти к нему.

«Не будешь слушаться, придет плохой дядя (милиционер/Баба Яга/Леший и т.д.) и заберет тебя!»

Ребенок с крепкими нервами и хорошим чувством юмора, в лучшем случае, скоро перестанет реагировать на подобные заявления. А вот более тревожный малыш может пережить сильный испуг и заработать фобию.

Единственное, что добьются родители в результате применения подобных фраз, это повышенная тревожность, нервные срывы, ухудшение дисциплины и поведения у детей. Строить свой авторитете на страхе – это тупиковый путь, завоевать доверие и уважение можно гораздо более достойными и приятными для вас и ребенка способами.

Еще статьи:  Супруга николай 2

«Ты плохой!»

Детские психологи в один голос утверждают, что нельзя осуждать самого ребенка, можно лишь осуждать его поступки и действия. Нельзя говорить ребенку, что «он плохой», правильно говорить, что он «поступил плохо». Дети младшего возраста не подвергают сомнению наши слова, они безоговорочно верят всему, что мы им скажем. Если ребенку постоянно говорить, что он лентяй, жадина и грязнуля, то не удивляйтесь, что в конце концов он будет вести себя соответственно.

«Ничего у тебя не получится – дай, сделаю сама!»

Такая фраза заранее программирует ребенка на неудачу. Постепенно у малыша появляется уверенность в том, что он неуклюжий, неловкий, неспособный и глупый неудачник, который не способен ничего сделать самостоятельно без помощи мамы. Такой ребенок очень не уверен в себе. Никогда не проявит инициативу. А зачем, ведь все равно ничего не получится. Поэтому, если вы слышите от своего ребенка заявление «Я сам!», поддержите малыша в его стремлениях, проявите терпение и обязательно похвалите.

«Надейся только на себя, никто тебе не поможет, ведь мир против тебя» — такие фразы могут услышать от своих родителей слабые, неуверенные и физически некрепкие дети, которых родители подобными утверждениями пытаются приучить к самостоятельности и способности постоять за себя. Но в итоге представляют и без того пугающий окружающий мир для ребенка еще более угрожающим и даже опасным. Ребенок становится настороженным, недоверчивым, замкнутым, избегает общения с детьми и взрослыми, ведь никогда не знаешь, откуда ждать подвоха. Важно формировать у ребенка позитивный взгляд на мир, и только ошибки в воспитании могут настроить его против окружающих.

«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как твоя сестра?», «Петя уже давно умеет читать, а ты даже букв не знаешь!» — подобные сравнения, особенно с братом и сестрой, очень болезненно воспринимаются детьми и вызывают чувство нездорового соперничества. Детям очень важно знать, что вы их любите просто так, а не за приобретенные навыки или особые таланты.

«Почему ты до сих пор танцуешь так плохо?», «Что ж ты не занял первое место?» — такие фразы показывают детям, что они никогда не будут достаточно хороши, чтобы удовлетворить все требования своих родителей. Чтобы заслужить сдержанное одобрение, придется прыгнуть выше головы и никогда не опускаться ниже вершины. Родителям стоит помнить, что детям очень важно их одобрение, особенно в те моменты, когда все получается не так, как хотелось бы. «Третье место? Это же замечательно! В следующий раз подготовимся еще лучше! Но я тобой очень горжусь!»

Почему детям слово «нельзя» говорить нельзя? Или можно…

Почему детям слово «нельзя» говорить нельзя? Очень интересный и спорный вопрос! Раньше родители не беспокоились о нежной психике детей и спокойно запрещали им все, что считали нужным. Сейчас же так поступать не советуют. Оказывается, есть слова и фразы, которые наносят вред детям, разрушают целостность их личности, мешают полноценному развитию. Но так ли это? Разбираемся в особенностях слова «нельзя».

Споры, можно ли детям говорить слово нельзя, последнее время стали очень популярны. Психологи и родители, высказывающиеся против этого вида запретов, утверждают: «нельзя» коверкает личность.

Ребенок, которому все запрещают, растет:

  • без интереса к окружающему миру – апатичным, пассивным;
  • скупым на эмоции;
  • с заниженной самооценкой;
  • в конфронтации со всем миром.

Если часто и много, говорить ребенку нельзя, это дает плохой результат.

Впрочем, как это и бывает с всякими «перегибами».

На другой чаще весов – полная вседозволенность, развлечение детей нон-стоп, постоянная опека и полное отсутствие самостоятельности у чада.

Да очень просто!

«Нельзя» в умеренном объеме обеспечивает целостность детской вселенной, создает границы, нормы, правила. Если их убрать, может получиться очень неприглядная картина. Которая, к тому же, будет дезориентировать малыша и мешать его полноценному развитию.

Вопрос надо ставить иначе. Не «можно ли говорить ребенку нельзя», а «как правильно говорить ребенку нельзя»!

Итак, всего хорошо в меру.

Говорить детям «нельзя» можно. И даже нужно, но с соблюдением некоторых нюансов.

  1. Только для значимых моментов. Запрещать разрешено все, что опасно для жизни, мешает нормальному социальному развитию, не соответствует нормам общества. Нельзя – совать пальцы в розетку, мучить животных и людей, кусаться и бить без причины.
  2. С объяснениями причин. Ребенок должен понимать обоснованность запрета. Тогда это будет не просто «каприз» родителей, а объективная необходимость.
  3. В ограниченном количестве. Есть замечательное правило: количество «нельзя» должно соответствовать возрасту малыша. Для 2-летнего крохи два «нельзя», для 7-летнего – семь.
  4. С корректировкой по возрасту. Тут все просто. Если садичному ребенку не стоит брать в руки нож и ходить одному через дороги, то школьнику это уже можно доверить.

Также в вопросе, можно ли детям говорить слово нельзя, члены семьи должны придерживаться единой политики: одинаково запрещать и одинаково разрешать. Любые конфликты будут вносить сумятицу и путать ребенка.

Хорошо, если получится предложить чаду альтернативу. Рисовать не на обоях, а в альбоме. Пинать не папу, а подушку.

Они не для детей, а для родителей.

«Нельзя» – достаточно безобидное слово. Просто в воспитательском ажиотаже ему прибавили жесткости, немотивированной агрессии. Этого нет.

Их достаточно большой список, и знать его важно.

Также плохи злоупотребления частицей «не». Мозг ее просто пропускает, а значит, не-запреты, воспринимаются как разрешения.

Мера, разумность, адекватный подход. И просто много общения с ребенком!

Еще статьи:  Почему рассталась африкантова с чуевым

В порыве гнева мы подчас говорим детям совершенно неприемлемые вещи. Как они могут повлиять на их судьбу?

Если вы из тех взрослых, кто ни разу не сказал своим детям что-либо нелицеприятное о втором родителе, вы молодец. Но, к сожалению, большинство пап и мам не всегда сдерживают эмоции и промахи ребёнка списывают на плохой характер своей второй половинки.

«Такой же безрукий, как твой отец», — злится мать на сына.

«На уме только тряпки, как у матери», — негодует на дочь отец.

«Все мужики — сво. » — предупреждает свою дочь мать.

«С девками лучше не связываться», — напутствует сына отец.

Ни к воспитанию, ни к попытке предостеречь от ошибок эти фразы не имеют никакого отношения. Если без конца повторять сыну, что он безрукий, он ничего делать не научится, а уважение к отцу потеряет.

Между тем, чтобы ребёнок в будущем мог построить счастливую семейную жизнь, его родительская семья должна быть благополучной. Это означает в том числе, что все члены этой семьи уважают друг друга.

Кстати, это касается не только детей и родителей, но и старшего поколения. Нынешние бабушки и дедушки часто не тихие старички, для которых внуки — единственная отрада и свет в окошке, а вполне бодрые люди, порой ещё работающие. У них есть и свои интересы в жизни, и свои взгляды на воспитание. Но, как бы бабушки и дедушки ни были недовольны родителями своих внуков, не стоит этих родителей критиковать в присутствии детей. Этим вы будете лишь культивировать пренебрежительное отношение внуков к их собственным родителям.

Ещё одна ошибка — говорить дочери: «Внешность — это не главное».

Разумеется, это не самое главное в жизни, но довольно важный аспект, тем более для девочки. Девочки должны смотреться в зеркало, выбирать платья и думать о причёске. Заставляя дочь делать выбор между тем, быть ли ей красивой или умной, вы порождаете у неё комплексы.

Кстати, для девочки-подростка фраза «Внеш­ность — не главное» означает, что она уродина и ей даже не стоит пытаться прихорашиваться. Именно на этом этапе что-то ломается во взрослеющей девочке, и возникшая низкая самооценка впоследствии мешает её личному счастью.

Мальчишкам собственная внешность тоже небезразлична, но поскольку взрослые их по этому поводу тюкают реже, чем девочек, то и комплексов у ребят меньше. Зато чуть не с годовалого возраста мальчику говорят:

«Мужчины не плачут!» — ругая за малейшее проявление «неправильных» эмоций.

Уметь их сдерживать, конечно, хорошо. Но почему-то взрослым хочется, чтобы рядом с ними был чуткий и умею­щий тонко чувствовать мужчина. Но где ж таким взяться, если с детства им внушали: надо терпеть — и боль разбитой коленки, и обиду, — и нечего лить слёзы, жалеть никто не будет. Хотя если слёзы — значит, действительно больно, и стоит проявить участие, чтобы мальчик, став взрослым, умел и сочувствовать, и своё сочувствие выражать.

Большинство и родителей, и тем более бабушек-дедушек уверены, что их ребёнок самый-самый лучший. Но это не мешает им буквально подрезать ему крылья, если у того что-нибудь не получается.

«Ты никогда не сможешь», — припечатывают они, пресекая таким образом даже попытку ребёнка научиться играть на гитаре, например.

Возможно, у ребёнка и правда не хватит способностей, но зато он будет знать, что попробовал добиться своей цели. И кому, как не близким людям, поддержать его в этом стремлении.

«Я знаю жизнь лучше. Хочу предостеречь ребёнка от разочарований», — сказала мне знакомая, не пустив свою дочь на престижный танцевальный конкурс.

Хотя лучшей помощью в данной ситуации была бы поддержка дочери.

Ребёнок же, который растёт с убеждением, что он бесталанный, неумелый, именно таким и вырастет. Вряд ли вы именно этого хотите для своего чада.

. дочери

1. «Твой папа сломал мне жизнь»

2. «Всем мужчинам нужно только одно» (секс).

3. «Внешность — не самое главное».

4. «Кому ты будешь нужна (с такой внешностью, с такими отметками, такая нехозяйственная. )?».

5. «Я в твоём возрасте думала лишь об учёбе (уже вышла замуж, уже родила ребёнка, уже получала второе высшее. )».

. сыну

1. «Твоя мама испортила мне жизнь».

2. «Всем женщинам нужно только одно» (деньги).

3. «Мужчины не должны плакать и даже расстраиваться».

4. «Ты такой же бестолковый (безрукий, ленивый. ), как твой отец».

5. «У тебя ещё будет сто таких Маш (Насть, Ирин. )».

Дарья Костюк, дрессировщица:

— Ни в коем случае нельзя критиковать ребёнка и говорить, что он ничего не может, что он плохой или у него что-то плохо получается. Даже в порыве не используйте выражения: «Я тебя больше не люблю», «Ты меня разочаровал», «Ты хуже, чем другие дети». Можно отругать, объяснить, в чём его ошибка и какие последствия она повлечёт, но ни в коем случае не говорить эти фразы. С детьми нужно общаться и разъяснять им сложные моменты.

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here