Деревня где скучал евгений

Ирина Коломицина предлагает статью на тему: "деревня где скучал евгений" с полным описанием. Мы постарались донести до Вас информацию в самом доступном виде.

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущённый сад,
Приют задумчивых Дриад. (VI, 31. Здесь и далее цитаты из романа А.С. Пушкина приводятся по его Полному собранию сочинений в 16 томах — М., Л., АН СССР, 1937—1959. В скобках римской цифрой обозначается том, арабской – страница)

Обширный и чрезвычайно богатый по видам растительности парк с каскадом прудов – предмет особой заботы и гордости профессионального биолога Бакунина. У каждого из его многочисленных домочадцев здесь были свой уголок ответственности и пространство для творчества. Соседние помещики приезжали в Прямухино семьями специально для того, чтобы вволю побродить по аллеям бакунинского дендрария и услышать компетентные рассказы хозяина усадьбы о многих диковинных для здешних мест растений.
Владелец прямухинской усадьбы был художником не только в садовом дизайне, но и в слове – в период проживания в столице входил в державинский поэтический кружок, и сам мэтр Гаврила Романович его идиллию «Жатва» даже признавал классикой жанра. Свой старинный деревянный «замок» на берегу реки Бакунин рисует словами с любовью и учено-хозяйским знанием рельефа местности:

А на Осугу взглянешь — чудный
Обворожает взоры вид!
Реки в оправе изумрудной
Живое зеркало лежит.
В саду на скатистой вершине
Ее холмистых берегов
Господские палаты ныне
Кряхтят под тяжестью веков. (Здесь и далее – Сысоев Владимир. История усадьбы Прямухино и повествование о жизни главного создателя усадебного комплекса А.М. Бакунина. – http://bakunina-fond.ru/?p=1239)

Интерьер господских усадебных домов у обоих поэтов строг и утилитарен. До того не бывавший в Прямухине Пушкин обобщает:

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах. (VI, 31)

У постоянно живущего в этом интерьере Бакунина все еще скромнее, даже аскетичнее, но – индивидуальнее, роднее:

…дом большой, но беспаркетный.
Нет дорогих у нас ковров.
Ни прочей рухляди заветной.
Ни даже карточных столов.
В углу столовой боевые
Мои ровесники — часы,
В другом — заветный плющ большие
И длинные пустил усы. (http://bakunina-fond.ru/?p=1239)

Для обеспечения жизни большой семьи и гостей своего обширного дома помещик Бакунин вынужден был запускать разные производства – сыроваренное, винное, ткацкое… «Заводчиком» невзначай для себя стал, как мы помним, и пушкинский герой:

Вот наш Онегин – сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный… (VI, 27)

От Екатеринина дядюшки-Бакунина в романе – даже и начатки онегинского либерализма. Евгений, как с изрядной долей иронии описывает его Пушкин,

Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил… (VI, 32)

И, преуспев там в деле скором,
Спокойно вылез из куста,
Обвел свое именье взором,
Поссал и молвил: – Красота!

Привычки с детства не имея
Без дела время проводить,
Решил, подумав, наш Евгений
Таков порядок учредить:

Велел всем бабам он собраться,
Переписал их лично сам.
Чтоб было легче разобраться,
Переписал их по часам.

Бывало он еще в постели
Спросонок чешет два яйца,
А у крыльца уж баба в теле
Ждет с нетерпением конца.

В обед еще, и в ужин тоже.
Да кто ж такое стерпит, боже!
Но наш герой, хоть и ослаб,
Е*ет и днем и ночью баб!

В соседстве с ним и в ту же пору
Другой помещик проживал.
Но тот такую бабам фору,
Как наш приятель, не давал.

Звался сосед Владимир Ленский.
Столичный был, не деревенский.
Красавец в полном цвете лет,
Но тоже свой имел привет.

Почище баб, похлеще водки,
Не дай нам бог такой находки,
Какую сий лихой орел
В блатной Москве себе обрел.

Он избежав разврата света,
Затянут был в разврат иной –
Его душа была согрета
Наркотика струей шальной.

Ширялся Вова понемногу,
Но парнем славным был, ей богу.
На деревенский небосклон
Явился очень кстати он.

А что Евгений? В эту пору
От е*ли тяжкой изнемог,
Лежал один, задернув штору,
И уж смотреть на баб не мог.

Характер правда не имея
Без дела время провождать,
Нашел другую он затею
И начал крепко выпивать.

О вина, вина, вы давно ли
Служили идолам и мне.
Я подряд нектар, говно ли
И думал, истина в вине.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим с Вами Евгения Онегина? Вы не против, надеюсь? :-))) Прошлый раз закончили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/882881.html
Давайте начнем часть 2. Интересно же :-))
Итак, начнем с эпиграфа. Как я говорил в разборе первой части, у Пушикина в произведениях немало оных. В каждой главе они свои. И тут – очень забавно, ибо эпиграф 2 части – каламбур. И трактовать его может каждый по-своему. Звучит как
O rus!..” И перевод внизу “О, Русь!“. Но суть в том, что это из Горация и с латыни можно перевести как “О, деревня!“. Забавно, верно? 🙂

Еще статьи:  Стоит ли встречаться с женатым мужчиной

Ну давайте перейдем непосредственно к тексту.

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.

Ну тут вроде все понятно пока, за исключением нескольких моментов. Хотя хочу, чтобы Вы обратили внимание на мастерство Александра Сергеевича. Несколькими строчками он ввергает нас в скучающее состояние, вот настоящий мастер 🙂

Итак, что тут может быть неясно. Прежде всего – это дриады. Не могу знать почему именно они здесь задумчивые, но возможно это напрямую связано с деревенским сплином. Вообще же так именовали нимф, покровительниц деревьев. Считает, что у каждого дерева есть своя нимфа, почти как ангел-хранитель у людей. Их там вообще немало разновидностей, но все они объединяются общим название дриады.

Обстановка дома явно устарелая и совсем не модная – не то, к чему привык Евгений. Впрочем, как мы увидим позже, его это не очень беспокоит. Изразцы – это этакий кафель того времени. Керамические плитки, коими, прежде всего, обкладывали печь. Особую популярность получили у нас в стране при Петре Великом, и Вы можете наблюдать печи с изразцами в домах его приближенных – да хотя бы в Меншиковском Дворце у нас в Санкт-Петербурге. Но если в первой половине 18 столетия были модны изразцы синие, сиречь кобальтовые, то в деревенском доме дядюшки эти изразцы пестрые. То есть мы имеем дело, скорее всего, с эмалевыми изразцами. Хотя как не крути, к моменту нашего повествования они уже давно вышли из повседневного обихода. Этакий ретроград. также как и штофные обои, то есть тканевые, обои. И определенно это был не дорогой шелк или велюр – лен или толстая шерсть. В те года только появились бумажные обои,и, соответственно, было крайне популярны и дороги. Впрочем, мода на штоф еще вернется. Только на дорогой и очень качественный.

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

В общем, все по-спартански. Тетрадь расходов, наливки, среди которых просто наверняка должен был быть знаменитый “Ерофеич” и яблочная вода. Кстати, крайне приятных и полезный напиток. Рецептура проста – натрите яблоко, залейте его литром воды, поставьте на час охладится в холодильник, а затем отфильтруйте. Просто и вкусно 🙂

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Так как мы помним, что Евгений слыл и сам себя считал великим экономистом, он решил начать свои экономические преобразования с собственных,точнее полученных в наследство владений. По сути, конечно, ничего революционного, но. все-же, все-же. Не вдаваясь в теоретические дебри, тут фишечка скорее всего была в том, что оброк, то есть арендная плата подушная с каждого зависимого крестянина, была довольно высокой. В результате, для того, чтобы оный оброк отдать, крестьяне жили чуть ли не впроголодь. Евгений заменил это всего барщиной, причем легкой. То есть отработкой своих обязанностей перед помещиком трудом на его земле. Если легкая, значит 2-3 дня в неделю крестьянин работал на барина и отдавал ему результаты своего труда, остальное на себя.

Забавна реакция соседей. Один увидел страшный вред, ибо явно не хотел давать воли и послаблениях крестьянам, вполне резонно считая, что в этом случае понесет убытки. Второй же лукаво улыбнулся, понимая, что если Онегин не будет заниматься хозяйством сам, или хотя бы не назначит грамотного и честного управляющего, то вскоре денег ему с барщины будет не хватать.

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.

Еще статьи:  Верните моду любовь

Евгению, еще недавно находящемуся в самом сосредоточении столичной жизни, определенно скучно общество его провинциальных соседей. Не о чем поговорить с ним, да и просто, видимо, нужные люди. Поэтому как только он услышит их приближение, тут же покидает усадьбу.
Забавно мнение о Евгении. Сосекди почему то считают его неучем, хотя вряд-ли их образование чем то отличается от их собственного. Более того, думаю мадам и Мусью Аббат вложили в Онегина на порядок больше знаний и теории. Впрочем, они дальше поясняют, почему он неуч. Во-первых, он формазон, то есть вольнодумец, а может быть и даже франкмасон, что для людей Екатерининской Эпохи было крайне нежелательно и даже опасно. Пьет стаканами вино, а не любимую всеми местными настоечку. Не целует даме руку, ибо не модно, да и вообще ретроградно. А еще не использует в речи словоерсы, сиречь не прибавляет с к некоторым словам, а значит крайне невоспитан.


Наяву прямо конфликт столичной штучки и провинции. Прямо как сейчас.

Ну и напоследок пару слов надо сказать о донском жеребце. Донская порода одна из самых самобытных в России, и очень распространена в век 19. пусть не очень красивый, а зачастую и попросту неказистая лошадка была чудо как вынослива, очень неприхотлива, хорошим здоровьем отличалась и чудесной скоростью. так что в седло, и. “нас не догонят” (с) :-)))
Продолжение следует.

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

Серый снег покрывает газоны и грязными лужами расплывается на асфальте. Серые дома и водосточные трубы навевают тоску. В такие моменты особенно остро хочется очутиться где-нибудь среди искрящегося под солнцем снега, чтобы чистый, колючий, морозный воздух тихо струился в легкие, а вместо каменных фасадов тебя окружали ели в белых шапках.

Почти семь сотен километров отделяет Москву от Михайловского – имения Александра Сергеевича Пушкина на Псковщине. Даже нынешней, прямо скажем, не самой холодной зимой столбик термометра здесь нередко опускался ниже 30 градусов, и мороз переходил в категорию трескучего – когда в лесу начинают трещать деревья, а под ногами громко хрустеть снег. В белом поле пунктирной линией пролегла цепочка заячьих следов. Сквозь темно-зеленые ели ярко-желтым блином светит солнце. Воздух такой словно вдыхаешь жидкое стекло.

Это уже другой мир, и кажется, что время течет медленнее. Мыслится по другому – яснее, что ли. А может быть, все дело в том, что здесь жил и творил Пушкин?! И тогда начинаешь иначе смотреть на эти бескрайние заснеженные поля и перелески. На вековые ели и дубы, которые помнят еще Александра Сергеевича. Вот здесь Пушкин увидел Анну Керн и посветил ей гениальные строки: “Я помню чудное мгновенье…”. А из этих окон виден огромный дуб, который “У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том…”.

Около ста произведений было создано поэтом в Михайловском. Здесь он работал над поэмами “Цыгане” и “Граф Нулин”, написал главы романа “Арап Петра Великого” и центральные главы “Евгения Онегина”, трудился над автобиографическими записками и драмой “Борис Годунов”, обдумывал “Маленькие трагедии”…

Имения Ганнибалов

Прадед Александра Сергеевича Абрам Петрович Ганнибал (между прочим, носивший до 30 лет фамилию Петров), получил в дар от императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века несколько поселений в Петербургской губернии и на Псковщине. После его смерти в 1781 году имения отошли детям. Старшему сыну Ивану Абрамовичу, герою морского сражения с турками 1770 года, досталась мыза Суйда, что 40 верстах от Петербурга; второму сыну, Петру Абрамовичу, также генералу в отставке, настоящей страстью которого на склоне лет стало приготовление крепких настоек, – село Петровское на Псковщине; родному деду поэта Осипу Абрамовичу по наследству досталось имение Михайловское, что рядом с Петровским. После смерти Осипа Абрамовича в 1807 году Михайловским владела его дочь Надежда Ганнибал, мать поэта. На протяжении почти 20 лет, в период с 1817 по 1836 год, в Михайловском неоднократно бывал Александр Сергеевич. С уходом из жизни Надежды Осиповны Михайловским владел Пушкин, а позднее имение принадлежало его детям – Александру, Григорию, Марии и Наталии.

В 1899 году, к столетию со дня рождения поэта, по инициативе российской общественности Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность с целью создания музея. В 1911 году здесь был открыт музей и крошечный пансион для престарелых литераторов.

В годы гражданской войны в огне погибли Михайловское, Тригорское, Петровское и другие имения, принадлежавшие потомкам Ганнибалов и друзьям Пушкиных. В 1937 году, к столетию со дня гибели поэта, был восстановлен дом-музей в Михайловском, однако Вторая мировая не пощадила имение. Сразу после войны началось восстановление усадьбы и Святогорского монастыря. В 1962 году преображается Тригорское – имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф, а в 1977-м – Петровское. В 1995 году Михайловское получило статус Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина.

Сегодня музей-заповедник включает усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское, Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь с могилой А.С. Пушкина и некрополем Ганнибалов-Пушкиных, старинные городища, озера, пойму реки Сороть и некоторые другие объекты.

Еще статьи:  Отношения после расставания

Михайловское

Зимой в Михайловском тихо. Покрыт белым саваном яблоневый сад и поляна, на которой 6 июня, в день рождения поэта, ежегодно проходит праздник поэзии. Яблони в снегу. Кудрявый Пушкин, накрывшись снежным одеялом, встречает гостей. Как и много лет назад к имению ведет еловая аллея, здесь же горбатый мостик, старинный дуб, на котором когда-то висела громадная цепь и маленький деревянный домик для “ученого кота”. Льдом покрыты озера. Под снегом лежит остров уединения, на котором скрывался Александр Сергеевич от излишнего внимания гостей, коих он, согласно воспоминаниям, не очень жаловал.

От усадьбы на берегу реки прекрасно видна ветряная мельница, построенная еще во времена Семена Гейченко – легендарного директора музея, посвятившего ему 45 лет своей жизни. Родился он в 1903 году в Петергофе в семье вахмистра конно-гренадерского полка и в 1925-м получил университетское образование в Петербурге. В первые дни Великой Отечественной за “кухонные разговоры о жизни” был арестован. Затем война, тяжелое ранение – Семен Степанович лишился левой руки. В 1945-м Гейченко был назначен на должность директора музея “Михайловское”, где первым его кабинетом, как, впрочем, и домом, стала землянка. Стараниями этого человека мемориальный музей-заповедник стал одним из самых известных и любимых музеев России.

Экскурсионная программа

Экскурсионное обслуживание включает посещение трех имений с осмотром сооружений и парков. Знакомятся туристы и с музеем “Пушкинская деревня”, и с мельницей в Бугрово, и со Святогорским монастырем. В последние годы стали популярны еще два объекта: домик лесника, в котором снимал комнату Сергей Довлатов, когда работал здесь экскурсоводом, и частный птичий питомник “Аргус”.

Домик местного лесника Довлатов описал так: “Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла – заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля”.

Несмотря на столь ужасное описание, владелец дома – а прототипа Михаила Ивановича звали Иваном – до последних дней своих страшно гордился тем, что попал на страницы повести “Заповедник”. Ныне домик отреставрирован и уже не очень соответствует довлатовскому описанию.

Задуманный как птичий двор, птичник превратился в настоящий зоопарк, в котором насчитывается более сотни различных видов животных. Помимо птиц – фазанов, кур, гусей, страусов и других пернатых, – здесь есть косули, лосята, овцы, енот, медведица, волк и даже такой редкий для средней полосы России зверь, как пума.

Зимой в поселке Бугрово, проходят театрализованные представления: Рождество, святочные гуляния и Масленица. Для желающих – катание на санях. Особое внимание уделяется программам для детей: здесь учат их делать куколки-обереги из соломы, плести пояса, показывают, как работает настоящая мельница, причем всем действом руководит перепачканный в муке настоящий мельник. Весь процесс происходит на глазах у туристов, а на выходе каждый из зрителей получает на память пакет с мукой.

В Бугрово есть еще один небольшой, но очень милый Музей старинной почты. Почтарь в костюме времен Пушкина чинит гусиные перья, учит приезжих пользоваться ими и гасит марки. Интересно, что для нужд письменности использовалось не любое гусиное перо, а только одно перо молодого гуся, вырванное весной из пяти крайних перьев левого крыла. Дело в том, что “писчий механизм” из левого крыла лучше ложился в правую руку. Перо обезжиривалось, закалялось в горячем песке и заострялось специальным перочинным ножичком. Кстати говоря, таким пером можно и сейчас из Михайловского написать своим друзьям письмо.

Едем в имение

Михайловское расположено в семи километрах от поселка городского типа Пушкинские Горы, которые, в свою очередь, от Москвы отделяют 670 километров, от Питера – 400, а от Пскова – добрая сотня километров. Все вышеназванные города с Пушгорами связывает рейсовое автобусное сообщение. Из Москвы и Петербурга до Пскова можно добраться также и железнодорожным транспортом.

Музей-усадьба работает с 10.00 до 17.00, кассы открыты до 16.30. Понедельник и последний вторник каждого месяца – выходные дни. Стоимость входного билета составляет 80 рублей, для школьников и пенсионеров скидка 50%.

В каждом имении имеются гостевые дома с номерами, оборудованными электрическими печками. В номерах с удобствами есть телевизор, холодильник, телефон, туалет и душевая кабина. Поскольку магазина поблизости нет, то продукты надо предусмотрительно привезти с собой.

Если перспектива стряпать еду в гостевом доме, где есть общая гостиная, холодильник, кухня с плитой и набором необходимой утвари, вас не устраивает, то совсем недалеко, всего в 30 минутах ходьбы по сказочному зимнему лесу, в поселке Бугрово есть трактир “У мельницы”. Название блюд в кафе соответствует атмосфере: закуска “Крестьянская” и “Под водочку” по цене от 100 рублей, щи “Лапотные”, грибочки томленые “Русская душа”, форель “Мечта поэта” – от 150 рублей.

Стоимость проживания в гостевых домах начинается с 1,6 тысячи рублей за двухместный номер с удобствами на этаже и с 2,7 тысячи рублей в гостиничном комплексе “Арина Р”, что в Бугрово, в таком же номере, но с удобствами и завтраками.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

Еще статьи:  На ком женат лазарев

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие “Международное информационное агентство “Россия сегодня” (МИА “Россия сегодня”).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Урок литературы по теме “Деревня, где скучал Евгений…”

Разделы: Литература

Цель урока: определение значения 2 глав в развитии главного образа романа.

  • выстроив систему образов, проследить, как она влияет на изменение отношения читателя к герою,
  • способствовать совершенствованию навыка анализировать художественный текст.

2. Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления

3. Воспитательная: содействовать формированию правильной шкалы общечеловеческих ценностей.

Пушкин писал роман в течение 8 лет. Получается, в среднем по 1 главе в год. Поэтому замысел романа менялся, и не единожды. В жизни Пушкина за это время произошло немало событий. И вместе с автором взрослел и менялся его герой.

Прочитав 1 главу, вы познакомились с заглавным героем романа. Что узнали? Какова роль первой главы? Вступление к роману. Пролог. Какая она по темпу? Стремительная. Благодаря чему создается такой темп? Авторской задумке показать калейдоскоп событий, в водовороте которых оказывается Евгений.

Первая глава – свободный разговор автора с читателем. Пушкин всё время со своим героем. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни начала 19 века». Согласны вы с критиком? Докажите.

И вот перед нами новая глава, новая страница этой «энциклопедии».

Дома вы познакомились с ней. Похожа она на первую? Что отличает её от предыдущей главы? Чем не похожа? Почему? Меняется место действия, темп повествования. Появляются новые герои. Автор перестает быть действующим лицом, вернее отходит на второй план.

Ей (2 главе) и посвящен наш урок «Деревня, где скучал Евгений. », цель которого . (пусть поставят сами обучающиеся: анализируя главу, проследить, каким образом события романа влияют на героя, на отношение к нему читателей).

Учитель читает первую строфу на фоне слайд-презентации с музыкальным сопровождением (Приложение 1).

Скажите, кто представляет эту чудесную картину деревенской тишины? Автор.

Почему уверены, что не Онегин? «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».

Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь? Что является причиной недовольства?

Назовите самые важные «сферы» человеческого существования. Что, на ваш взгляд, обязательно должно быть в жизни мужчины? Вспомните основные темы лирики самого Пушкина, его жизненные взгляды.

По ходу беседы сходимся на том, что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:

ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.

Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…». Герой, живя в столице, испробовал всё (вспомните эпиграф к 1 главе: «И жить торопится и чувствовать спешит»), но ничто не оставило в нем глубокого следа, не стало смыслом жизни…и в 24 года Евгений «к жизни вовсе охладел».

И вот автор отправляет своего героя в деревню. Для чего?

Еще статьи:  Ребенок в гражданском браке

Как жил в этом господском доме дядя Евгения? «Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил». Вся жизнь в двух строчках! Онегина такая перспектива пугает. Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку? (Строфа IV.)

Как отреагировали соседи на онегинские преобразования? (См. там же, строфа V.)

Кого из героев русской литературы так же осуждали окружающие за непохожесть («Что? К фармазанам в клоб? Пошел он в пусурманы? Чай, пил не по летам. О! верно. Шампанское стаканами тянул. Бутылками-с, и пребольшими». Сплетни о Чацком.).

Приведите примеры из текста, подтверждающие превосходство Онегина над другими дворянами. Почему Онегин не хочет заводить дружбу (да хотя бы просто добрые отношения) с соседями? Евгению трудно в деревне. Он умнее, честнее других. Не доволен тем, как устроена действительность.

И жизнь Онегина была бы невыносимой и дальше, если бы не появилось новое действующее лицо Владимир Ленский. Ученик читает VI-IX строфы. Как меняется тональность повествования? С Ленским в роман входит романтизм. Он философ-идеалист. Последователь поэтов-романтиков. Но он романтик-мечтатель, далекий от гражданских порывов. Вольнолюбие носит отвлеченный характер.

Прочитайте X строфу. Обратили внимание на звуковую сторону строк, посвященных Ленскому? Аллитерация. Подчеркивается выразительность звука «л». Сплошная музыка и нега.

О ком строки: «Господ соседственных селений Ему не нравились пиры…»? О Ленском, но могут быть отнесены и к Онегину.

Значит можно утверждать, что герои близки, похожи? Конечно, нет. Владимир Ленский – единственный человек, с кем сблизился Онегин, живя в деревне, несмотря на полярную разность их натур (строфа XIII). Чтение, работа в парах, составление схемы.

Выпишите слова, характеризующие героев, и продолжите список, подбирая существительные и прилагательные, характеризующие мироощущения героев

Кто из героев вам ближе? Почему?

Ленский наивен, не знает жизни. Но Онегину, конечно же, интереснее с ним, чем с другими соседями. Что так привлекает Онегина в его новом знакомом? О чем они беседуют, вернее, спорят? Чтение XVI строфы. Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих.

Искренний Ленский не умеет, да и не хочет скрывать свои чувства. И в порыве восторженной откровенности рассказывает Онегину «любви младую повесть». В кого влюблен поэт? Чтение XXI-XXII строф. Каков её портрет? Опишите её. (XXIII) Целая строфа! А какого цвета глаза у Онегина? Как выглядит Ленский? Не знаем, т.к. их внешность не главное. Почему Пушкин так подробно описывает портрет Ольги? Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского. С каким чувством рисует Пушкин этот образ? С иронией относится к выбору Ленского.

И вот мы слышим голос автора с его прямой оценкой «надоел он мне безмерно» и приглашения «заняться старшею сестрой».

«Её сестра звалась Татьяна». Это имя – подарок Пушкина. «Сладкозвучные имена греческие, каковы, например, Агафон, Федора, Фекла и пр. употребляются у нас только между простолюдинами», – сетовал Пушкин. Получается, не будь Пушкина и его героини, это имя звучало бы для нас непривычно, как сегодня Матрена, Агафон и Фекла.

Сколько строф посвящено Татьяне? Чтение вслух. Почему так много отрицательных частиц (XXV)? Автор рассказывает не столько о том, какая была Татьяна, сколько о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть. Каким чувством наполнены строки о Татьяне? Пушкин любит свою героиню, восхищается ею. Пишет о ней серьезно: без улыбки, как о Ленском, без сожаления, как об Онегине. Появляется героиня, которая ещё скажет свое слово в романе. Кто дочитал «Евгения Онегина», знает, что и Ленский, и Ольга, и Татьяна сыграют важную роль в развитии романа, помогут раскрыть глубже образ главного героя. Но мы сегодня остановимся и вернемся к цели урока. Меняется наш герой во 2 главе, в деревне, где ему было так скучно? Под влиянием каких обстоятельств? Каким образом? Меняется ли ваше отношение к Онегину? Почему?

Обратимся к схеме, формуле, которую мы вывели в начале урока. В жизни героя появляются, или по крайней мере намечаются все три составляющие: ДРУЖБА. ЛЮБОВЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА). Приведем подтверждение из главы.

Вопросы на обобщение и понимание.

Вторая глава – вторая часть экспозиции (знакомство с новыми героями романа) противопоставлена первой. Антитеза – основной прием 2 главы. Какова её роль? Почему Пушкин назвал эту главу «Поэт»? Какова роль Ленского? Почему эпиграфом всё же стало восклицание Горация?

Автор испытывает своего героя. И каким образом выдержит Онегин все испытания, вы узнаете, дочитав роман до конца. А вот как вы пройдете свои жизненные испытания – покажет время…

Автор статьи: Ирина Коломицина

Позвольте представиться. Меня зовут Ира. Я уже более 6 лет занимаюсь психологией отношений. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оценка 5 проголосовавших: 1
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here